№32 (664) от 09 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Бондаренко
ПИОТРОВСКОГО — В ОТСТАВКУ!
Эрмитаж уже официально не досчитался двух с лишним сотен ценнейших экспонатов. Первые сведения о столь массовой краже появились еще в 2005 году. Вскоре загадочно скончалась одна из хранительниц украденной коллекции Лариса Завадская. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский делал всё, чтобы информация об этих массовых хищениях как можно дольше оставалась засекреченной. Сотрудникам музея было строжайше, под угрозой увольнения, запрещено общаться с журналистами. А уж список похищенных ценностей появился скорее под давлением общественности только несколько дней назад. В результате, как сегодня в этом признается сам Пиотровский, кражи продолжались, как минимум, шесть лет. Оказалось, что только 19 из 221 похищенного экспоната числятся за живыми хранителями. Остальные записаны за "мертвыми душами". Но именно об этом и писалось в отчёте Счетной палаты за 2000 год, гневно опровергнутом тем же Михаилом Пиотровским.
По данным Счетной палаты, "221351 единица хранения числится за хранителями, уволившимися из музея". Тогда же была выявлена и недостача музейных ценностей, и сомнительные, не подтвержденные никакими документами и страховками, перемещения иных шедевров по всему миру. Кто и кому платил за эти якобы благотворительные выставки, так и остается неизвестным. В выводах Счетной палаты утверждалось, что "не полностью обеспечивается сохранность музейных предметов, что является причиной недостачи…".
Вместо того, чтобы активно сотрудничать с комиссией Юрия Болдырева, директор Эрмитажа и поддержавшее его руководство Министерства культуры во главе со Швыдким грубо обвинили Болдырева в политиканстве, недобросоветности и жажде скандальной славы. Пиотровский отрицал все обвинения, использовал свои немалые связи, дабы опорочить отчет Счетной палаты. Академик утверждал: "Музей, существующий уже 250 лет, является одним из символов России. И вот начинаются разговоры о том, что он на грани полной катастрофы... И внутри страны, и за рубежом становится очевидным: если уж Эрмитаж на грани катастрофы, то дела России совсем плохи…" Но: "Катастрофы никакой нет, музей работает, решает свои проблемы и ничем своего доброго имени не запятнал… Я уже многократно говорил, что факты не соответствуют действительности; они удивительно изящно подтасованы."
По его подсказке против Юрия Болдырева началась целая клеветническая кампания в либеральной и проправительственной прессе. В этом Пиотровского поддержал министр культуры М.Е.Швыдкой, по существу, ответственный за допущенную бесконтрольность руководства музея.
А обрати руководство Эрмитажа серьезное внимание на отчёт Счетной палаты, нынешнюю кражу века можно было предотвратить.
Впрочем, и сейчас Пиотровским делается всё, чтобы приуменьшить значимость музейной катастровы. По мнению независимых экспертов стоимость похищенного превышает три миллиарда рублей, но сам Эрмитаж оценил похищенное всего лишь в 130 миллионов рублей. Думаю, похитители вполне могут сложиться и торжественно вернуть искомую сумму Эрмитажу. А миллиарды останутся у них на руках. И дело можно будет закрывать.
Но как быть с дворянской честью господина Пиотровского? Признает ли он сейчас “недобросовестность” того болдыревского отчёта? Признает ли он сейчас, что "Эрмитаж на грани катастрофы"? А значит, и у России дела совсем плохи? Считает ли он и сейчас, что "музей своего доброго имени не запятнал"?
Я не предлагаю академику и дворянину делать себе харакири. Да и не самурай он. Всего лишь выдвиженец из команды Собчака и Швыдкого. Но всё-таки, если в отличие от этих своих, продававших Россию оптом и в розницу, дружков у академика осталось чувство ответственности, думаю, он должен сам подать в отставку.
Вместо наведения порядка в Эрмитаже, чувствуя себя полным хозяином и доверенным лицом властей, он не только отгораживался от любой критики в свой адрес, но и устраивал целыеинформационные погромы тех, кто осмеливался его критиковать.
А ведь еще известный питерский писатель и журналист Андрей Константинов, автор документальной книги "Бандитский Петербург", писал о том, что один из воров в законе, некто Горбатый, рассказал ему в беседе, что из Эрмитажа похищалось много вещей. Если займутся серьезной проверкой, может быть, сегодняшняя кража покажется почти незаметной? Слухи о том, что в запасниках многие подлинники заменены копиями, ходят давно. И время от времени (как в случае с рисунками Павла Филонова) находят подтверждение.
Всё перестроечное время директор Эрмитажа Михаил Пиотровский числился крутым либералом и демократом, аплодировал всем решениям Ельцина и его команды. Сейчас, после шумной кражи, совершенной не без помощи его сотрудников, Пиотровский заявляет: "Это взрыв, это болезнь общества… Ясно, что без участия сотрудников музея это не могло состояться. Мы живем в обществе, где прежние моральные устои ушли, и где деньги начинают играть всё большую роль…" Надо же, вдруг вспомнил былую советскую мораль, в которой когда-то был воспитан! Сейчас ему становится ясно то, с чем он не желал соглашаться в 2000 году. Но если тогда, по словам директора, всё было хорошо, и Болдырев лишь клеветал, то кто же довёл нынешний Эрмитаж до нынешнего состояния? И кто будет брать на себя ответственность? Или всё свалят на внезапно погибшего "стрелочника" и её семью?
Я не верю в подозрительно быстрое разоблачение семьи Ларисы Завадской. В любом случае это лишь один эпизод общей неблагополучной картины. Не случайно сейчас во всех интервью директор Эрмитажа твердит об одном: мол, надо не впадать в уныние, надо работать. И нечего панически устраивать тотальные проверки. На самом деле, проверить целостность всей коллекции в короткий период даже невозможно. Но проверить наиболее слабые участки, на мой взгляд, просто необходимо. Только кто будет проверять — не сам же Пиотровский?
Долгое время, якобы "в интересах следствия", обществу не сообщалось, что именно пропало, когда пропало, не было ни перечня, ни описания украденных предметов. Как только, во многом благодаря давлению прессы, был опубликован и перечень, и фотографии хотя бы части из украденных ценностей, сразу же появились две находки. Антиквары решили сами избавиться от приобретенных эрмитажных ценностей. Но, оказывается, тот же потир за период после кражи успели отреставрировать, восстановить камешки, придать первоначальный вид. А как изменились другие краденые предметы? Если бы об этом было заявлено во всеуслышание сразу после обнаружения пропажи, шансов на возвращение всей коллекции было бы гораздо больше. Кто же утаивал более чем полгода сведения о пропаже? Ясно, что без директора Эрмитажа здесь не обошлось. Очевидно, и у него самого "прежние моральные устои ушли… деньги начинают играть всё большую роль". А в дальнейшем он тем более заинтересован в полнейшей закрытости, в создании мафиозной клановой атмосферы секретности. Что бы ни случилось, для директора прежде всего важно, чтобы никто и ничего не узнал. Думаю, даже если у него под носом снесут сам Зимний дворец, он нарисует, как делают питерские строители во время ремонта зданий, грубую декорацию. И скажет, что всё идет благополучно.
Если Михаил Пиотровский забудет о своей чести и сам не продаст в отставку, думаю, это должны сделать руководители нашего государства. По крайней мере, так сделали бы в любой уважающей себя и свою культуру стране.
Может быть, и Швыдкому напомнят о его прикрытии всех неблаговидных дел в Эрмитаже. Сколько же надо работать на уничтожение культуры России, чтобы его, наконец-то, уволили, отстранили от руководства этой самой уничтожаемой культуры? Ведь прав Пиотровский: "если уж Эрмитаж на грани катастрофы, то дела России совсем плохи…" Как после подтверждения таких слов и не подать в отставку?
ОТ РЕДАКЦИИ: 7 августа на интернет-сайтах промелькнула, но быстро исчезла информация, что руководство Эрмитажа оплатит убытки от кражи "по себестоимости"... Да, "ничего личного — бизнес, только бизнес".
1.0x