№32 (664) от 09 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Шаргунов
СТРАТЕГИЯ ЖИВОГО РОДНИКА
Намеченное объединение партии "Родина" и российской партии Жизни вызвало у неучастников ситуации плохо мотивированную истерику. Злоба и хохмачество — щедро перемешанные — вот и вся реакция. По-моему, за этой истерикой все же сквозит некая логика, а именно логика зависти.
Безусловно, это зависть политических аутсайдеров и просто привычных раздолбаев к дразнящему проекту, который автоматически получает шанс завоевать мощные позиции на выборах 2007-го года. И такая зависть имеет не один политический, но и экзистенциальный подтекст — это зависть старого зимнего топчана к лодке, летящей по вскрывшейся весенней реке…
Удастся ли гребцу не перевернуться, не разбиться и причалить в место назначения — вопрос. Но то, что дряхлый топчан аж шипит от остроты вызова, — факт. Склад пыльных топчанов, порванных раскладушек и прочих драных диванных подушек — это все те системные (а иные в расчет и не берем) силы, которые в своей безнадежной отсталости должны винить не "авторитарную власть", а собственную, не поведенческую даже, а природную никчемность. Все эти вещи в себе, хлам 90-х, какие бы тактические проблески здравого смысла они ни демонстрировали, сами повинны в своем фатальном поражении.
"Неактуальные левые" будут терять и терять не из-за внешних козней, а потому, что с начала 90-х выбрали курс на самоедство. Они — идейные спекулянты и рантье, на чей счет раньше богато поступали, а теперь сиротливо капают проценты под названием "голоса советских людей".
О либералах, имевших десять лет на то, чтобы хоть чем-то сущностным приглянуться народу, и говорить нечего — коснея в отстойном формате, кажется, они и сами поняли: чем пытать российского избирателя, надо сразу окучивать западных послов доброй воли…
"Лучше без такой оппозиции, чем с такой!" — угрюмо сплевывает обыватель, и причина угрюмого сплевывания — не пресловутый диктат ("зачистка политики" и "затушевывание оппонентов"), но кризис идей и альтернатив у персонажей времен 90-х. Обычный гражданин не верит такой бездарно знакомой оппозиции, да и вдобавок ясно видит, что живется ему по сравнению с ельцинским периодом гораздо увереннее.
Здесь я скажу одним предложением в целый абзац. Коль скоро Россия сосредотачивается, трезвеет, берется за голову (например, запрет пить пиво у школы или накат на порножурнальчики для школьниц — это конкретные признаки смыслового выздоровления, как бы традиционно не воровали госчиновники, как бы не оттягивался предпоследний олигарх, как бы не свирепствовали омоновцы и спецслужбисты, как бы ни завывали, наконец, свободолюбцы!), так вот, коль скоро Россия проявляет стремление жить нормальной жизнью, что и требуется 99% населения, то против выступают те персонажи, которые в свое время не смогли прийти к власти и начать нормализацию в каком-нибудь 96-м году, а теперь мечтали бы иметь по максимуму телеэфира, дабы резонерствовать и подстрекать, зная отзывчивость русского человека ко всякому нигилизму.
Однако путь России — другой. Да, меняться. Да, уходить от бесправия и отсталости к законности и процветанию, как пожелали экспонаты "Другой России". Но в результате чего при нынешних идеологических и политических условиях?
В результате формирования двухпартийной системы!
Собственно, я об этом писал еще зимой в том же "Русском журнале", призывая создавать "вменяемый социально-ориентированный проект".
Что есть левый проект в России?
Полагаю, любой сторонний наблюдатель всегда иронично и с тотальным скепсисом воспринимал попытки сварганить нечто дьявольски леваческое. Экзотический левый вариант с рубкой икон, пылкой поддержкой "меньшинств" и прочим декадансом обречен на нулевой и даже минусовой рейтинг. Обречен на провал и спущенный сверху прожект, сочиненный на бумажке, с тематической невнятностью и бесхребетностью (вся эта бесконечная "рыбкиниана"…).
Какова же та партия, которая могла бы зрело и успешно оппонировать партии правящей? Разумеется, это партия народной левизны. И в данном случае слово "левизна" расшифровывается просто: справедливость.
Реальную, а не экзотическую и не бумажную, левую партию должны по-настоящему волновать темы уровня жизни граждан, их доходов, их безопасности, их здоровья, их культуры, их прав, их социальной защищенности.
Огрубляя, двухпартийная модель в России сводится к позитивной для страны конкуренции Партии Государства и Партии Народа. Только соперничество этих партий, постоянно преодолевающее отчуждение между маленьким человеком и большим боссом, при заведомом отказе от революционных соблазнов — даст обществу развитие.
Так и будет, если Россия избегнет мировой и внутренней смуты. Так и будет — двухполярная политическая система и обилие мелких лавирующих партиек. Так и вырисовывается, не потому, что придумано кем-то из технологов, а потому что рождение созидательной Партии Народа — это очевидное проявление исторической тенденции. Если бы такой тенденции не было, то не горели бы энтузиазмом атаки глаза активистов и лидеров нынешнего объединения…
Итак, для успеха Партии Народа, имеющей внушительный бэкграунд, но в новых политических реалиях начинающей с нуля, нужны всего-то:
— идеи, выраженные в законодательных инициативах и повышающие справедливость в обществе;
— личности, авторитетные и яркие, которые либо наделены доверием народа, либо способны вызвать у народа доверие.
Добавим сверх того отказ от заигрываний с неконвенциальными сценариями борьбы за власть.
При соблюдении этих условий все каламбуры про "рожи" и "жир" возвращаются к их смешливым авторам. "Родина" и "Жизнь", сливаясь, оказываются Живым Родником, и эта живая вода способна вернуть в Россию — политику.
Политика не умерла. Умерла политика 90-х.
1.0x