Авторский блог Александр Потёмкин 03:00 1 августа 2006

ЦБомба ПОД РОССИЕЙ

№31 (663) от 02 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Потёмкин, Андрей Шабалин
ЦБомба ПОД РОССИЕЙ

В КОНЦЕ 80-Х—НАЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ произошли радикальные структурные изменения в банковской системе нашей страны. Прежняя централизованная государственная схема кредитно-финансовых учреждений была заменена так называемой двухуровневой, где первый уровень представлен Центральным банком Российской Федерации, а второй — коммерческими кредитными организациями, официальный регистр которых на 1 апреля 2006 года составлял 1396 единиц, из которых 1238 имели право на осуществление банковских операций.
Несомненно, такое количество коммерческих банков, занятых, как правило, операциями с ценными бумагами, валютой, а также кредитованием торгово-посреднических сделок и предоставлением межбанковских кредитов, не соответствует реальным потребностям российской экономики и является косвенным свидетельством того, что хаос и нестабильность в этой сфере продолжают сохраняться — хотя и в несколько меньших масштабах, чем 5-10 лет назад.
Так, начиная с 2000 года Центробанком РФ были отозваны лицензии свыше 200 российских коммерческих банков, однако кардинальной смены вектора их деятельности, переориентации кредитно-финансовой системы страны на нужды реального сектора экономики (предоставление долгосрочных инвестиционных кредитов и прямые банковские инвестиции в основной капитал предприятий) не произошло. И такие более чем скромные результаты заставляют предположить, что корень данной проблемы лежит вовсе не на уровне коммерческих банков как таковых, а на уровне самого Центрального банка России.
Сегодня этот финансовый институт выглядит настоящим бюрократическим монстром. Его центральный аппарат включает в себя 23 департамента, главную инспекцию кредитных организаций Банка России, главное управление безопасности и защиты информации, главное управление недвижимости Банка России. В системе ЦБ работают также 59 главных территориальных управлений, 19 национальных банков, 30 региональных центров информатизации и 931 расчетно-кассовый центр. Всего в Центральном банке РФ занято около 80 тысячи человек, что составляет почти четверть от общего числа занятых в центральных банках всего мира (около 360 тысяч человек). Для сравнения — во всех центральных банках Евросоюза занято 55 тысяч человек, в Федеральной резервной системе США — около 30 тысяч человек, а в Центральном банке Японии — 5 тысяч человек.
В расчете на 100 тысяч населения в Центральном банке Российской Федерации занято почти втрое больше сотрудников, чем в центральных банках Западной Европы; в 7,5 раз больше, чем в Федеральной резервной системе США и Центральном банке Гонконга; в 11 раз больше, чем в центральных банках Японии и Великобритании; в 19 раз больше, чем в центральном банке Бразилии, и в 8 раз больше сотрудников, чем в среднем по миру. Эти цифры свидетельствуют о том, что штат сотрудников российского Центробанка неимоверно раздут, а его эффективность приблизительно на порядок(!) ниже среднемирового уровня.
С учетом же относительно слаборазвитой банковской системы России даже этот необъяснимый разрыв мы будем вынуждены увеличить минимум еще на порядок. По такому показателю, как суммарные активы банков в процентах к ВВП, Россия занимает одно из последних мест в мире, уступая Эстонии, Индонезии, Бразилии, Польше в 1,5-2 раза; Южной Корее, Чехии и Германии — в 2,5-3 раза;Франции, Китаю и Японии в 4-4,5 раза; а таким странам, как Швейцария и Великобритания, — в 7-8 раз.
Совокупные активы банковской системы России меньше активов крупнейшего банка мира, Citigroup, почти в 3,5 раза, а шестого по величине банку, Credit Suisse, — почти в 2 раза. Крупнейший коммерческий банк России, Сбербанк, имеет активы примерно на 25% меньшие, чем сотый банк мира. Второй по значимости банк России, Внешторгбанк, уступает ему более чем в 5,5 раз, а четвертый, "Альфа-банк", — меньше почти в 13,5 раз. Суммарные активы четырех средних банков мира равны всем банковским активам России.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЦБ РФ управляет весьма небольшой, в сравнении с другими странами, банковской системой. Может быть, он гораздо большее значение придает управлению фондовым и валютным рынками и контролю за ними? Нет, в этих сферах роль Центробанка постоянно снижается, после дефолта 1998 года он фактически отказался от выполнения одной из своих главных функций — контроля за операциями с ценными бумагами. Практически во всех странах мира центральные банки регулируют данный рынок путем купли-продажи ценных бумаг. Если на рынке наблюдается их избыток, центробанк ценные бумаги скупает, а в периоды повышенного спроса — продает. Так, в 1997 году Центробанк потратил свыше 8 млрд. долларов для регулирования рынка ГКО-ОФЗ. Однако уже длительное время Банк России не проводит подобных операций. Между тем, объемы внутреннего государственного долга и внешнего коммерческого долга быстро растут. На конец 2002 года внутренний госдолг составлял 545 млрд. рублей (порядка 20 млрд. долл.), а в соответствии с финансовым планом на 2008 г. его величина должна вырасти до 1647 млрд. рублей (около 70 млрд. долл.). Эта сумма намного превышает объем "пирамиды" ГКО-ОФЗ перед дефолтом.
Эффективной мерой регулирования финансового рынка были ломбардные кредиты, выдаваемые Центробанком коммерческим банкам. Только в последнем квартале 1997 года этих кредитов было выдано на сумму свыше 9 млрд. долларов. В настоящее время подобное кредитование коммерческих банков практически отсутствует в связи с тем, что от 70% до 90% всего размещения ОФЗ приходится на госбанки (прежде всего на Сбербанк). Кредитование же под залог корпоративных облигаций развито слабо — кредиты выдаются под залог облигаций всего 8 эмитентов. Это явилось одной из главных причин того, что российские предприятия всё больше средств заимствуют на зарубежных рынках. Да и российские банки свои ресурсы все больше формируют за счет заимствований (кредиты, еврооблигации) у иностранных банков.
В результате корпоративный долг перед нерезидентами за период 1999-2005 годов вырос более чем в 4 раза, и сегодня превышает 80 млрд. долл. Если существующие тенденции сохранятся, то к концу 2008 года корпоративный долг иностранным кредиторам составит свыше 330 млрд. долл. Следует особо подчеркнуть, что внешний корпоративный долг формируется сравнительно небольшим числом крупнейших предприятий и банков. В начале 2005 года около 15% корпоративного долга перед нерезидентами приходилось на двух заемщиков — Газпром и Роснефть. Сегодня большинство крупнейших российских корпораций по объему своих долгов нерезидентам превысили пороговые значения экономической безопасности, предусмотренные, например, Маастрихтскими соглашениями. А ведь не следует забывать, что помимо долгов перед нерезидентами те же корпорации имеют крупные долги перед российскими банками. Угроза экономической безопасности страны состоит здесь не только в том, что ряду крупнейших российских корпораций и банков уже в обозримой перспективе угрожает банкротство, которое потянет за собой крах сотен предприятий-смежников и банковской системы в целом. Куда более серьезной угрозой для экономической безопасности России выглядит закрепление статуса российской экономики как сырьевого придатка глобальных ТНК.
Всё меньше становится и участие Центробанка в регулировании валютного рынка. После отмены обязательной продажи валюты предприятиями-резидентами России оно свелось исключительно к покупке-продаже валюты на ММВБ и продаже рублевых средств Стабилизационного фонда. Других способов поддержания курса доллара Центробанк не имеет. К тому же, действенность этих методов сильно ограничивается общей установкой ЦБ и Минфина на сдерживание инфляции в стране.
Между тем, на валютном рынке складывается крайне напряженная ситуация. Отказ от активной поддержки курса доллара неоднозначно влияет на экспорт, положение импортозамещающих производств, ввоз и вывоз капиталов, а в конечном счете — на показатели той самой инфляции, против которой якобы направлена политика Центробанка. Следует напомнить, что с весны 1995 года курс доллара в течение нескольких месяцев снизился с 5130 рублей ниже отметки 4500 рублей, но это укрепление российской национальной валюты происходило на фоне галопирующей потребительской инфляции. Куда привел этот пресловутый "валютный коридор", хорошо известно. Уже через 3 дня после объявления дефолта курс доллара вырос на 11% и приблизился к отметке 7 рублей. Через неделю за доллар давали 7,86 руб., еще через неделю — 10,88 руб. Со 2 по 7 сентября курс подскочил с 10,88 до 29,5 рублей. На выходе был резкий рост инфляции, колоссальное обесценение рублевых активов предприятий и сбережений населения, кризис на финансовом рынке и в реальном секторе экономики.
Сегодня мы наблюдаем фактически ту же самую картину. В начале декабря 2002 г. курс доллара составлял 31,86 руб., в начале мая 2006 г. — 27,03 руб. (курс наличного доллара падал до 26,3 руб.). Однако инфляция за это время составила около 40%. Если безудержный поток долларов на ММВБ прекратится (а рано или поздно это произойдет), то наиболее вероятные границы скачка доллара составляют от 35 до 45 рублей. Но, возможно, они окажутся и гораздо выше.
Дело в том, что сегодня, наряду с рублем и долларом, в России укрепляются позиции третьей валюты — евро. В феврале 2006 г. ввоз наличного евро — 482 млн. в долларовом эквиваленте — впервые резко превысил ввоз наличного доллара — 350 млн. Отсюда в теории (пока в теории), у нас одновременно на "боку" могут оказаться сразу и рубль, и доллар (или рубль и евро), что еще более осложнит ситуацию в экономике.
ЕЩЕ ОДНИМ ВАЖНЕЙШИМ направлением работы Центробанка является совершенствование системы денежных расчетов. За годы реформ это "совершенствование" свелось разве что к созданию РКЦ и введению корреспондентских банковских счетов. Кроме того, в 2,5 раза увеличилась длина цифрового шифра в расчетном счете, который к тому же был дополнен такими "атрибутами", как ИНН (индивидуальный номер налогоплательщика) и КБК.
В этой связи у любого специалиста возникает вопрос: зачем вообще нужны расчетно-кассовые центры? Вспомним начало 90-х годов, когда на счета многих коммерческих банков через РКЦ поступали фальшивые авизо. Выяснять, откуда они берутся, оказалось делом непростым, а в большинстве случаев и просто невозможным — именно из-за того, что денежные расчеты производились не напрямую между коммерческими банками, а при посредстве расчетно-кассовых центров ЦБ РФ. Соответствующий банк сначала посылал авизо в Центральный банк, а уже оттуда оно поступало банку-получателю. Но фальшивые авизо через РКЦ по неясной причине проходили за сроки, в 30-40 раз меньшие, чем подлинные авизо, что и способствовало широкому распространению данных махинаций.
Другой пример — роль расчетно-кассовых центров в распространенной до недавнего времени ситуации, когда банки использовали деньги клиентов (средства в расчетах) для выдачи кредитов на межбанковском рынке, кредитов торгово-посредническим организациям и т.п. Эти деньги "прокручивались" коммерческими банками месяцами, лишь после этого поступая на счета клиентов. Подобные операции могли производиться только при наличии столь "закрытого посредника" в лице РКЦ. Ведь если бы денежные расчеты осуществлялись непосредственно между банками, то клиенты знали бы, кому конкретно предъявлять претензии.
Вспомним еще и ситуацию, возникшую сразу после объявления дефолта, в конце августа-начале сентября 1998 года. Тогда коммерческие банки, забыв все юридические, корпоративные, моральные и прочие нормы, бросили все деньги, в том числе клиентские, на валютный рынок. О переводе денег, выдаче их клиентам, выплате процентов по вкладам банки попросту "забыли". Расчетно-кассовые центры и здесь показали свою полную неспособность хоть как-то нормализовать ситуацию.
Таким образом, можно сделать вывод, что создание и деятельность РКЦ Центробанка в реальности затруднило решение тех задач, на которые были по форме своей направлены. Это значит, что руководству ЦБ необходимо признать бессмысленность их существования и в течение 2-3 лет произвести ликвидацию расчетно-кассовых центров, перейдя к осуществлению расчетов непосредственно между коммерческими банками, как это делается во всем мире.
Понятно, что такое освобождение Центрального Банка России от несвойственных центральным банкам других стран функций административного надзора за коммерческими банками и ликвидация РКЦ должны сопровождаться не только, как минимум, трех-четырехкратным сокращением аппарата чиновников ЦБ РФ, но и сменой приоритетов его деятельности.
БАНКУ РОССИИ необходимо резко усилить меры по стабилизации банковской системы и регулированию финансового рынка. Прежде всего, Центробанку необходимо увеличить объемы рефинансирования коммерческих банков. Для этого, под залог кредитов, должна приниматься большая часть корпоративных и часть региональных облигаций.
Кроме того, из накоплений Стабилизационного фонда (деньги Стабфонда, пока они не вложены в иностранные ценные бумаги, хранятся на счетах Центробанка, из части средств Стабфонда образованы валютные депозиты ЦБ) следует выдавать валютные кредиты крупнейшим государственным корпорациям: Газпрому, Роснефти, Сибнефти, Юганскнефтегазу, РАО ЕС России, Сбербанку, Внешторгбанку, Внешэкономбанку и т. д. — на тех же или даже лучших условиях, которые существуют для данных корпораций у иностранных заемщиков. Получение валютных кредитов не у иностранных банков, а у государства существенно повысит устойчивость системообразующих предприятий и банков страны.
Центробанк должен значительно повысить действенность регулирования валютного рынка. Для этого, в частности, необходимо на время вернуться к такой мере, как обязательная продажа 50% валютной выручки предприятий непосредственно Центробанку. Несомненно, это будет означать временный отход от заявленного президентом и правительством курса на полную конвертируемость рубля. Однако продажа огромных сумм валюты по установленному Банком России курсу (в настоящее время целесообразно по 28-28,5 рублей за доллар) даст возможность эффективно регулировать курс доллара и снизит валютные риски.
Помимо расширения деятельности Центробанка на кредитном и валютном рынках необходимо восстановить резко снизившуюся с конца 1997 г. его роль в операциях с государственными ценными бумагами, что должно включать в себя:
— крупномасштабные интервенции на фондовом рынке. Проведение интервенций не только на рынке госбумаг, как это было в 1996-1997 гг., но и на рынке корпоративных бумаг;
— выход на качественно новый уровень банковского регулирования фондового рынка — создание в период кризиса банковского консорциума во главе с Центробанком. Его задачи: массовая скупка ценных бумаг для увеличения спроса на них; поддержание процентных ставок на фондовом и кредитном на них; поддержание процентных ставок на фондовом и кредитном рынках; стабилизация доходности государственных бумаг и курсов корпоративных ценных бумаг;
— создание Центробанком совместно с ФСФР единой депозитарной сети по государственным и корпоративным ценным бумагам. Это позволит иметь полную информацию о капиталопотоках на фондовом рынке, обеспечить практически абсолютную сохранность ценных бумаг, пресекать недоброкачественные сделки на рынке, а в период кризиса — операций типа "день в день", "минута в минуту";
— регулирование рынка российских еврооблигаций путем механизма их купли-продажи.
Всё это вместе взятое позволит стабилизировать не только рынок российских еврооблигаций, но и рынок корпоративных и субфедеральных долговых обязательств в период резкого падения их котировок (например, в середине апреля 2006 года цена евробондов "Россия-30" снизилась на 8% по сравнению с концом марта, что повлекло за собой цепное снижение котировок корпоративных и муниципальных облигаций).
Предлагаемые меры, на наш взгляд, позволят превратить Банк России из беззубого монстра с самым большим и неэффективным в мире аппаратом сотрудников — в компактный орган, способный действенно управлять банковской системой, кредитным, валютным и фондовым рынками страны.
Авторы — ведущие научные сотрудники Института экономики РАН РФ, доктора экономических наук
1.0x