Авторский блог Шамиль Султанов 03:00 1 августа 2006

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?

№31 (663) от 02 августа 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Шамиль Султанов
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?
Этюды системного кризиса
А действительно, для глобализирующейся западной цивилизации, цивилизации массового производства и массового потребления, частью которой постепенно становится и Россия, — зачем необходимо некое человечество?...
Всевозможные взгляды и точки зрения по поводу нынешнего состояния и перспектив глобального человеческого сообщества можно, абстрагируясь от частностей, свести к двум главным конкурирующим позициям.
Суть первой заключается примерно в следующем.
Да, конечно, мир сегодня сталкивается с новыми проблемами, вызовами, рисками. Некоторые из них достаточно серьезные и даже очень серьезные. Более того, ряд проблем кажутся, на первый взгляд, даже не решаемыми. Тем не менее, оснований для мрачных, апокалиптических настроений не должно быть. Так или иначе, человеческая цивилизация достаточно стабильно развивается, поскольку возникающие проблемы так или иначе успешно решаются или будут решены. Если не сегодня, то завтра, если не завтра, то послезавтра.
В конце концов, всегда в человеческой истории прогресс обеспечивался преодолением различных серьезных противоречий и острых проблем. Несмотря на отдельные сбои можно и нужно с оптимизмом смотреть в будущее. Неуклонно развивающиеся наука, технологии, экономика, культура, шоу-бизнес рано или поздно сделают если не всех, может быть, даже не большинство, то очень многих счастливыми, по крайней мере, в плане материального комфорта.
Вторая точка зрения сводится к следующему. Человечество в последние несколько десятилетий столкнулось и сталкивается с таким нарастающим, лавинообразным количеством серьезных проблем, рисков, угроз и вызовов, каких никогда не было в известном историческом прошлом, по крайней мере, в последние шестьсот-семьсот лет. Ситуация настолько драматическая, что требует предельного внимания и максимальной ответственности, не только от политиков и политических систем, но и от всех действительно мыслящих людей, влиятельных организаций, движений и обществ: возможно, впервые за время своего существования человеческое сообщество столкнулось с растущей вероятностью своего физического исчезновения.
Причем иллюзий, виртуальных концепций и миров не должно быть: так называемая глобализация не только создает неопределенность в отношении перспектив решения вызовов и рисков, но и серьезно усложняет возможность решения проблем. Надо откровенно признать и постоянно признавать, что многие из этих угроз на сегодняшний день принципиально не имеют позитивных для человечества вариантов решений. Например, драматические тенденции с глобальным изменением климата и ожидаемые последствия таких изменений. Более того, реакция на скорость и масштаб глобальных климатических изменений ясно демонстрирует неадекватность нынешнего человеческого сознания и мышления происходящим кардинальным сдвигам.
Накопившаяся масса таких острых глобальных проблем такова, что, возможно, человечество и его природная среда обитания, уже вошли в состояние принципиально неопределенной по своим последствиям кардинальной трансформации, в результате которой следующими конкурирующими цивилизациями на Земле будут цивилизация тараканов и цивилизация крыс.
Увеличивается число объективных, верифицируемых признаков, которые свидетельствуют о быстром наступлении глобального системного кризиса, о высокой вероятности которого говорили некоторые доклады Римского клуба, еще тридцать пять-сорок лет назад.
Первый, традиционный подход по-прежнему доминирует в официозных идеологических и пропагандистских концепциях, публичных культурных схемах и информационных сетях во всем глобализирующемся человеческом сообществе. И это вполне логично, поскольку господствующая глобальная западная потребительская цивилизация по определению должна быть и является агрессивно-оптимистической, — по своей сути, по своему содержанию, по своему историческому характеру, по своим целям.
Второй подход, по крайней мере, уже не является на сегодняшний день сугубо конспирологическим и оппозиционным. Но, тем не менее, глобальные и национальные властные институты стараются не замечать растущего количества фактов и свидетельств противоречащих официозному оптимизму.
Глобальный системный кризис — это критическое обострение всей системы противоречий нынешней глобальной, по-прежнему индустриальной цивилизации, базирующейся на железе как основном конструкционном материале и углеводородах как основном энергоносителе. Мифическое, т.н. "постиндустриальное или информационное общество" это всего лишь привилегированная часть высокоразвитой индустриальной цивилизации, имеющая свое территориальное ядро и управляющая идеологически заданным типом глобализации.
Капиталистическая цивилизация ссудного процента, начиная с Франклина Рузвельта, смогла временно преодолеть "пространственные межимпериалистические противоречия" за счет перехода к "модели экономической эксплуатации будущего". Более того, собственно западная цивилизация, поглотившая на сегодняшний день и европейскую цивилизацию, и североамериканскую цивилизацию, возникла именно в результате перехода и реализации такой "модели экономической эксплуатации будущего".
Причем речь идет именно о тотальной эксплуатации будущего всего мира, когда, например, самым варварским способом происходит разграбле- ние невозобновляемых природных ресурсов, деградация природной среды и т.д. и самым безнравственным образом происходит оправдание разграбления поколений наших внуков и правнуков. Тем самым все последующие поколения человечества после 2050 года обрекаются на жесточайшую борьбу за выживание.
…Между прочим, животные никогда так не делают: они не убивают свои будущие поколения. Кали-юга — "черная юга": животные стали более нравственными, чем люди.
Основные причины и предпосылки развивающегося глобального системного кризиса можно свести к следующим.
— Постепенное исчерпание смыслового потенциала развития глобальной индустриальной цивилизации.
В середине 19 века в мире производилось, условно говоря, пятьсот тысяч видов товаров. В начале нового тысячелетия, возможно, уже свыше 200 миллионов различных товаров оккупировали гипермаркеты, универсамы и магазины. Но люди не стали от этого счастливее, и их жизнь не наполнилась новым смыслом, после того как исчезло старое содержание.
— В глобализирующемся мире происходит критическое обострение глубинных проблем и противоречий, которые принципиально не имеют решений в нынешних цивилизационных рамках. Только один пример. Как известно, справедливость — основная ценность, основная цель в ходе развития человечества за последние несколько тысячелетий. А вот что происходит за последние десятилетия глобализации. В 1950 году соотношение валового внутреннего продукта на душу населения богатых и бедных стран планеты составило примерно 20 к одному, в 1971 году — 30 к одному, в конце 90-х годов — 75 к одному.
— Нынешняя глобальная западная цивилизация может развиваться по модели массового потребительского общества, обеспечивая экономический рост, по крайней мере, в основных странах, за счет невозобновляемых природных ресурсов. Однако человечество уже вступило в период глобальных ресурсных ограничений. Иначе говоря, нынешняя социально-экономическая модель существования и развития человечества просуществует не более двадцати-тридцати лет.
— Человечество вступило в период резкого ускорения глобальных неуправляемых природных и социальных (экологических, климатических, эпидемиологических и т.д.) изменений,
— Попытки формирования однополярного глобального механизма управления системой международных отношений объективно только ускорили процессы глобального системного кризиса, особенно с начала нового века.
Естественно, облик и конфигурация глобального системного кризиса не исчерпывается только этими вышеуказанными характеристиками. Но об этом в следующем этюде.
1.0x