№30 (662) от 26 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Кильдюшов
АПОСТРОФ
Мишель Фуко. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. — М.: Праксис, 2006, ч.3, 320 с. (Серия "Новая наука политики").
Издательство "Праксис", специализирующееся на издании интеллектуальной литературы, вновь порадовало русских любителей свободного слова. Вышел третий том политических работ крупного французского мыслителя Мишеля Фуко (1926-1984). Первый том появился в 2002 году, а второй — только в 2005. Поэтому многие поклонники радикальной политической мысли уже приготовились к долгому ожиданию продолжения. Но очередная порция статей, выступлений и интервью знаменитого историка и философа, относящихся к 1970-1980 годам, стала доступна русскому читателю всего через год.
Кто-либо, не знакомый с мыслью Фуко, может усомниться в актуальности для современной России издания мыслей о политике хоть и крупного западного автора, но все же возникших в конкретном — и чужом для нас — политическом контексте — Франции второй половины ХХ века. Ведь они были попыткой ответа на проблемы и вызовы, столь отличные от обстоятельств русской жизни начала века ХХI. Всё это действительно так. Однако даже беглое знакомство со сборником вызывает странное ощущение: часто кажется, что Фуко пишет именно о наших нынешних проблемах в сфере политики и общественной жизни.
Особенно это касается темы "Государство и безопасность" — именно так называется одно из интервью с ученым, записанное почти 30 лет назад, в 1977 году. Так, например, его уже тогда волновали используемые современной властью изощренные техники контроля над населением, включая "угрозу терроризма": "Государство, гарантирующее безопасность, есть государство, которое обязано вмешиваться во всех случаях, когда течение повседневной жизни нарушается каким-либо исключительным событием. И сразу закон оказывается неприемлемым; и сразу же оказываются необходимыми упомянутые разновидности вмешательства, исключительный и незаконный характер которых отнюдь не должен выглядеть знаком произвола или избытка власти, но выглядит, напротив, знаком заботы".
Впрочем, гамбургский счет Фуко может быть легко применен и к так называемой оппозиции — как левой, так и правой: "Надо доверять политическому сознанию людей. Когда ты говоришь им: "Вы живете в фашистском государстве и об этом не знаете", — то люди знают, что им лгут. Когда людям говорят: "Никогда свободы не были более ограниченными или находились под угрозой, чем теперь", — то люди знают, что это не так. Когда им говорят "Новые Гитлеры вот-вот появятся, а вы об этом и не догадываетесь", — они знают, что это ложь". Чем не ответ нашим "борцам за демократию", которые теперь — очередная гримаса российской истории! — внезапно стали борцами с фашизмом. А ведь всего десять лет назад эта публика — небольшая группа политических деятелей внутри Садового кольца вела свою игру в демократию, не обращая никакого внимания на то, что происходит с социальной базой любой демократии — т.н. "простыми людьми". Сейчас мы видим, чем закончилась их игра, которую они пытались выдать за общее дело (по латыни — res publica). Впрочем, многие из них еще и сегодня, уже проиграв во внутриэлитной борьбе и воспользовавшись — в отличие от остальных — вовремя заготовленными "золотыми парашютами" (типа карманных университетов, "независимых" медиа и различных "исследовательских фондов"), продолжают уверять остальных в собственной приверженности "свободе". Но мы прекрасно помним, что для одних это была свобода "пилить" в междусобойчике национальное богатство, а для других — идейно и политически обслуживать этот процесс. И, конечно, общим для них всех был выбор европейских ценностей типа счетов, недвижимости в Швейцарии или обучения детей в Англии.
Впрочем, у новоявленных "антифашистов" уже есть серьезная конкуренция — над страной то и дело раздается бессодержательный визг о борьбе за толерантность со стороны мадам Нарусовой сотоварищи — новоявленных оборотней от общественности, т.е. членов так называемой "Общественной палаты". Фуко объясняет и этот феномен: "Хорошим правительствам нравится священное негодование граждан лишь в случае, когда оно остается в области лирики. <…> Опыт показывает, что можно и должно отвергать предлагаемую нам театральную роль, сводящуюся к простому негодованию…"
Можно бесконечно долго цитировать мэтра французской социальной мысли, демонстрируя злободневность его размышлений применительно к путинской России. Одним словом, политические работы французского мыслителя актуальны для нас сегодня как никогда. Они помогают сохранять трезвость мысли и не поддаваться на дешевые провокации того легиона интеллектуальных проходимцев, что вертится вокруг власти в надежде получить свой кусочек от украденного у народа пирога. Сам выбор текстов, сделанный издателями, показывает: проблема современной политики, какой ее видел М.Фуко, по-прежнему не снята с повестки дня. Что следует понимать под либерализмом? От имени чего и по каким правилам можно управлять населением? Насколько приемлемо данное решение проблемы политической рациональности? Что есть разум, которым мы пользуемся? Каковы его исторические последствия? Каковы его границы и каковы его опасности? Как мы можем существовать, будучи рациональными существами, к счастью, обреченными на то, чтобы практиковать рациональность, которую, к несчастью, проницают внутренне присущие ей опасности? Эти и многие другие темы и проблемы в своих важнейших пунктах позволяют понять, почему политическая мысль Фуко остается сегодня столь актуальной и вдохновляющей для нас, а также столь раздражающей и провоцирующей для властей предержащих, возомнивших себя вечными на нашей земле. Одна из опубликованных в сборнике работ посвящена понятию "опасный индивид", но в этом смысле столь же опасным для любой власти является сам Мишель Фуко.
1.0x