Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 18 июля 2006

ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

№29 (661) от 19 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА

Недавний взрыв мечети в подмосковном поселке Яхрома, произошедший, между прочим, в самый большой американский праздник — в День независимости США, вызвал множество самых различных вопросов, домыслов и версий. Но правоохранительные органы поспешно квалифицировали это "происшествие" как обычное "хулиганство". В связи с чем невольно напрашивается вопрос: "Если в Яхроме даже хулиганы ходят по улицам с 500 граммами тротила, то каковы же там масштабы того, что называется преступными деяниями?!".
Представляется нелишним упомянуть здесь о том, что взорванная мечеть была оформлена как частный дом, после того как в Яхроме не позволили мусульманам построить храм. Представители правоохранительных органов постоянно оказывали давление на яхромскую мусульманскую общину. У ее членов по несколько раз переписывали паспортные данные, снимали их на фото- и видеокамеру, подвергали личному досмотру, обыскивали автомашины. При этом им достаточно откровенно намекали, что мечети не место в Яхроме.
Между тем единственная версия, упорно не озвучиваемая стражами порядка, — версия о террористическом акте, совершенном с целью устрашения мусульман. Надо сказать, что сразу же после взрыва на месте события побывал председатель Общероссийского общественного движения "Наша Россия", председатель подкомиссии по делам национальностей Общественной Палаты РФ Камилжан Каландаров. Поведение местных правоохранительных органов показалось ему, мягко говоря, странным. Он говорит: "Я звонил в прокуратуру, в милицию. Через час после моего прибытия пришел участковый милиционер, но не того участка, где произошло событие. Потом пришел следователь, который не является следователем по этому делу". Милиция, по словам Каландарова, вела себя инертно, даже не заходила на территорию мечети. Складывалось впечатление, что ее ничего не интересовало…
Каландаров полагает, что некоторые региональные чиновники противодействуют стратегической линии президента, направленной на установление конфессионального согласия в стране: "Зачастую местные власти, кстати, не только Подмосковья, но и других регионов, ущемляют права мусульман, отказывая им в строительстве мечетей и молельных домов. Несмотря на то, что президент РФ, который видит в межрелигиозной гармонии силу страны, считает, что 20 миллионов мусульман России имеют право чувствовать себя частью исламского мира. Выходит, что политика местных властей противоречит федеральной власти".
Говоря о взрыве мечети в Яхроме, некоторые эксперты обращают внимание на наличие внутри нашей страны влиятельных сил, оказывающих противодействие политике российского руководства, направленной на сближение с исламским миром.
10 и 11 июля в Стамбуле проходила международная конференция Совета мусульманских ученых (СМУ). Эта авторитетная организация, в которую ныне входят более 200 представителей из десятков стран Востока и Запада, была образована два года назад в Лондоне. Председателем СМУ является известный ученый и проповедник шейх Юсуф Кардави, проживающий в Катаре. Главная цель Совета — быть трибуной для выражения мнения мусульманских ученых по наиболее актуальным проблемам всемирной уммы. Большинство экспертов полагают, что короткий срок своего существования СМУ уже стал одним из влиятельных органов исламского мира.
На конференцию в Стамбуле прибыли делегации из более чем сорока стран, в том числе и из России. Примечательно, что среди участников конференции можно было увидеть имамов и ученых, представляющих практически все мазхабы /правовые школы/, а также женщин-улемов.
На церемонии открытия выступили вице-премьер Турции, губернатор Стамбула, депутаты турецкого парламента, отметившие большую роль, которую играют мусульманские ученые в жизни исламского общества. В своем вступительном слове шейх Кардави заметил: "Улемы (ученые) обязаны защищать умму в периоды кризисов и способствовать сохранению ее единства и цивилизации".
Нужно отметить, что в ходе проходивших дискуссий не удалось избежать и обсуждения политических проблем, волнующих сегодня всемирную исламскую общину. Так, в частности, горячие дебаты развернулись вокруг ситуации в Ираке. Не становясь на ту или иную сторону, пожалуй, трудно было не согласиться с мнением о том, что "шииты и сунниты в Ираке могли бы давно найти общий язык, если бы в их разногласия не вмешивались агенты некоторых спецслужб". Не было никаких споров лишь по палестинскому вопросу: все участники выразили полное единодушие относительно того, что долг всех мусульман — всемерно поддерживать палестинцев в их законной борьбе за право на возвращение на родную землю и за создание своего государства.
Заместитель председателя СМУ, аятолла Тасхири (Иран) призвал мусульманских ученых защищать умму от "минусов глобализации". Он также говорил о том, что как шиитам, так и суннитам в Ираке необходимо проявлять сдержанность и соблюдать определенный "кодекс поведения", чтобы остановить "сектантское неистовство".
В ряде выступлений говорилось об обязанности мусульманских ученых объединиться для борьбы с отсталостью и противостояния "внешним силам, пытающимся внести смуту и разлад в наши ряды". Почти все выступавшие отмечали, что подлинному исламу присуща умеренность и что экстремизм является, как правило, следствием отсутствия истинно мусульманского образования.
На заключительном заседании проходило голосование по приему новых членов в Совет мусульманских ученых. Среди них оказался и один из участников российской делегации: председатель Ассоциации общественных организаций "Собрание" Мухамед Саляхетдинов. Таким образом, наша страна с ее 20-миллионной уммой обрела теперь своего представителя во влиятельной международной организации, объединяющей независимых мусульманских ученых всего мира.
Какова роль СМУ, в чем его значение? Один из участников стамбульской конференции ответил на этот вопрос так: "Люди, собравшиеся здесь, не представляют ту или иную страну, а представляют сам народ, саму умму. И к их голосу простые мусульмане прислушиваются порой куда больше, чем к своим официальным правителям".
1.0x