№29 (661) от 19 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
САММИТ С УСАМОЙ
"Parturiunt montes, nascetur ridiculus mus", "Рожают горы, а родится смешная мышь", — написал некогда великий римский поэт Гораций. Питерский саммит "Большой восьмерки" по своим формальным итогам (тексты документов опубликованы на официальном сайте саммита www.g8russia.ru) вполне подходит под это классическое определение.
Действительно, смешно рассуждать о грядущей перестройке российской системы образования по американским тестам или борьбе со СПИДом. Стоит только вспомнить, сколько времени, сил и средств (реально общие затраты намного превышают "полуофициальную" цифру в 40 млрд. рублей и определяются астрономической суммой в 100 млрд. рублей, почти 2,5% расходной части бюджета РФ в 2006 году) было положено российской стороной на формирование и утверждение собственной "повестки дня" — и что же? Проблемы "глобальной энергетической безопасности", а тем более — "образования для инновационных обществ в XXI веке" и "борьбы с инфекционными заболеваниями", заявленные нашей страной как хозяйкой саммита, несомненно, оказались "перекрыты" и "вписаны" совершенно в иной контекст из-за нового всплеска израильской агрессии на Ближнем Востоке, который, помимо Палестины, затронул уже Ливан и грозит вот-вот вовлечь в конфликт и Сирию.
Тем самым, как и в прошлом году, когда в дни работы саммита G8 прозвучали взрывы "исламских террористов-самоубийц" в Лондоне, реальную повестку дня лидерам стран "Большой восьмерки" задали вовсе не формальные хозяева встречи, а реальные хозяева мировой политики. Нет практически никаких сомнений в том, что совпавшее день в день с прибытием Буша на берега Невы начало ковровых бомбардировок Ливана, в ходе которых погибло уже несколько сот мирных жителей, было заранее согласовано между Тель-Авивом и Вашингтоном — и, скорее всего, даже предпринято по инициативе последнего.
Во всяком случае, как прозрачно намекнул, выступая перед журналистами, Владимир Путин, "дело здесь вовсе не в двух военнослужащих" израильской армии, похищенных "Хезбаллой". Фактически Израиль предпринял попытку превентивной зачистки тех потенциальных плацдармов, с которых по его территории могут быть нанесены массированные "удары возмездия". Именно требование отвести вооруженные формирования шиитов за 40-километровую "зону безопасности" в действительности является главной целью боевых действий, предпринятых израильской армией. А смысл такое требование имеет только в преддверии конфликта с Ираном.
Но понятно, что самостоятельно Израиль на такой конфликт — особенно в современной ситуации — пойти не способен. А Иран, несмотря на громкие заявления своего президента Махмуда Ахмадинеджада, пойдет на него только в одном-единственном случае: если Соединенные Штаты начнут против этого исламского государства масштабную войну, "пробные шары" насчет которой под разными предлогами пускаются уже не первый месяц. Из этого следует, что Тель-Авив был заранее поставлен Вашингтоном в известность о предстоящей агрессии США против Ирана и — соответственно — перед необходимостью самостоятельно принять максимально возможные меры для обеспечения собственной безопасности. Что и послужило "пусковым механизмом" нынешнего конфликта на Ближнем Востоке.
Казалось бы, такая мотивировка имеет мало общего с реальностью — ведь пресловутое "наказание Ирана" в связи с его атомной программой было куда более вероятным весной, а сегодня вроде бы отошло далеко на второй, если не на третий план. Однако буквально за несколько последних месяцев ситуация и приоритеты в Вашингтоне резко изменились — косвенным сигналом чего стала известная вильнюсская речь вице-президента США Ричарда (Дика) Чейни.
Дело в том, что проблемы американской политики и экономики продолжают нарастать параллельно и всё более угрожающими для администрации Дж.Буша-младшего темпами. Доллар держится только благодаря запредельным ценам на нефть и сверхвысокой учетной ставке ФРС (недавно ее подняли до 5,25% годовых, что неминуемо приведет к осенней волне банкротств). Ситуация в Ираке и Афганистане также приближается к критической для оккупационных сил, где первую скрипку играют, несомненно, американские "джи-ай". А на носу у республиканцев — промежуточные выборы в сенат и конгресс, проигрывать которые они просто не имеют права: в противном случае оппонирующие им демократы, получив контроль над этими институтами американской политической системы, способны сильно осложнить жизнь 43-му президенту США и кампании — вплоть до импичмента или, что уж совсем убийственно для "партии слона", серии публичных расследований деятельности "клана Бушей".
В этих условиях позиции республиканских "ястребов"-неоконсерваторов во главе с вице-президентом Р.Чейни и министром обороны Д.Рамсфельдом относительно "голубей" во главе с К.Райс значительно укрепились. Их логика проста, более чем доходчива и на русский язык лучше всего переводится известным шоферским афоризмом: "Больше газу — меньше ям". "Ястребы" рассчитывают на то, что, подготовив и настроив — с неоценимой помощью Израиля — общественное мнение и политические элиты ведущих стран против исламского мира, они беспрепятственно смогут начать и осуществить агрессию "по югославскому сценарию" 1999 года, методично "вбамбливая Иран в каменный век" с минимумом задействованных сухопутных сил. При этом взрыв джингоизма в "одноэтажной Америке" на месяц-другой будет обеспечен, что должно позволить республиканской администрации сохранить свои позиции внутри США — хотя бы на время. А там — видно будет: ведь, как известно, нет ничего более постоянного чем временное. Разумеется, параллельно будет обеспечен новый взлет мировых цен на энергоносители, что максимально ударит по главным экономическим конкурентам Соединенных Штатов: Евросоюзу, Китаю и Японии. Сами же американцы, открыв свои "нефтяные кубышки" и переключившись на поставки "черного золота" из Латинской Америки, включая Мексику, Африку и, возможно, России, сведут собственные потери к минимуму, одновременно повысив обороты и эффективность глобального "нефтедолларового насоса". Таков, по всей видимости, предложенный и принятый к реализации в Вашингтоне план "неоконов".
Иными словами, ставший благодаря усилиям мировых масс-медиа уже всеобщим пугалом Усама бен Ладен — сущий младенец по сравнению с представителями американской политической элиты. Немного утрируя, можно даже сказать, что Джордж Буш-младший и Усама бен Ладен — это практически один и тот же человек: как доктор Джекил и мистер Хайд. Так что в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 года состоялся настоящий "саммит с Усамой".
Но надо признать, что в эту людоедскую схему Вашингтона путинская Россия в заявленной роли "энергетической сверхдержавы" вписывается почти так же идеально, как арабские нефтяные шейхи, — проблема состоит только в правильном разделе прибылей между деловыми партнерами. Впрочем, и здесь между "другом Владимиром" и "другом Джорджем", вероятно, было достигнуто полное взаимопонимание. Один своей финансовой и международной политикой задирает мировые цены на "черное золото" и газ, другой за это делится сверхприбылями. Поэтому, с одной стороны, в документ "восьмерки" об "энергетической безопасности" было вписано положение о "безопасном транзите энергоносителей", что в свете украинского участка российской экспортной "трубы" и конкурентного ей проекта Баку—Тбилиси—Джейхан (персональные приветы Михаилу Саакашвили!) для Кремля было сверхактуально; с другой стороны, записанное там же обязательство России допустить в свой нефтегазовый комплекс "иностранных инвесторов" означает, по сути, что связанные с "кланом Бушей" американские ТНК гарантированно получат крупные пакеты акций "Роснефти" и "Газпрома" — не исключено, что по весьма сниженным ценам и через посредство таких фигур, как Роман Абрамович, который уже поспешил на Лондонской фондовой бирже "купить себе немного "Роснефти" — на 300 млн. долларов.
Несомненно, заключив подобную личную договоренность с действующим президентом США, российский коллега посчитал себя его равноправным компаньоном и даже поспешил закрепить этот новый для себя статус шутками типа "мы не хотим России такой демократии, какую вы устроили в Ираке" — что уже вызвало оскорбленные комментарии со стороны "демократического правительства" этой страны.
Но шутки шутками, а российский президент действительно ощущал себя хозяином положения. "Путин может быть доволен саммитом. В Санкт-Петербурге идея "суверенной демократии" получила своего рода негласное международное признание", — отмечалось в сообщении Би-Би-Си. Кроме продолжения и развития весьма специфических отношений с Бушем и его "семьей", он вполне успешно сумел "развести" и других участников столь пафосной встречи. На бесконечных светско-протокольных мероприятиях неприкрытый холуяж перед "заморскими гостями" и демонстрация "безразмерного русского хлебосольства" сопровождались вполне конкретными договоренностями. Например, с Тони Блером — о выдаче главного "врага Кремля" Бориса Березовского, он же Платон Еленин, с Романом Проди — о новых поставках газа, с Ангелой Меркель — о саммите 2007 года и завершении Северо-Европейского газопровода. За общим столом Путин практически полностью принял версию США и Израиля по ближневосточным событиям — сняв, однако, негативное упоминание "Хезбаллы", ХАМАСа, да Ирана с Сирией. Однако тем самым РФ — как, впрочем, и другие участники саммита G8 — оказалась "вписанной" в общий контекст американо-израильского политического действия, давая "зеленый свет" на будущую агрессию и бомбардировки. Еще бы — ведь они принесут с собой астрономические цены на углеводороды, а значит — новые миллиарды и десятки миллиардов долларов для наших олигархических структур и чиновников высшего ранга, которые прямо или косвенно выступают бенефициарами этих структур.
Кое-что важное произошло и в последний день саммита, когда в его работе приняли участие представители КНР, Индии, Бразилии и Южно-Африканской республики, а также президент Казахстана, который сейчас занимает вроде бы ни к чему уже не обязывающий пост "главы СНГ". Однако состоявшаяся в самом конце трехдневной "глобалистской" феерии трехсторонняя встреча КНР, Индии и России, связующим звеном между которыми выступают ныне суверенные республики Центральной Азии и Казахстан прежде всего, еще раз и в весьма четкой форме дала западным лидерам почувствовать, что реальная альтернатива доставшемуся в наследие от Ельцина "прозападному курсу" у РФ и Путина существует, а поэтому надо "по-доброму" относиться к пожеланиям и позиции Кремля. Наглядным свидетельством тому стало подписание с Казахстаном масштабного договора о взаимном развитии газовых месторождений и газовых сетей, что серьезно укрепляет положение России в Центральной Азии и делает российско-казахстанский альянс уже не объектом, а субъектом в столкновении интересов КНР и США вокруг евразийского Хартленда.
Здесь еще раз наглядно проявился уже отмеченный нами "принцип Путина", перенесенный им из философии восточных единоборств в международную политику: сохранение максимальной "степени свободы". Тем самым ключевая для Владимира Владимировича проблема 2008 года и преемственности власти, кратко выражаемая формулой "Как уйти, чтобы остаться?", получив гарантии своего пребывания "в высшем обществе" после окончания второго президентского срока, решается уже как бы сама собой. Будет ли это модель с "новым партийным президентом", подконтрольным "генсеку" Путину, или ползучий пересмотр Конституции РФ, или даже создание нового государственного образования по типу Союзного государства России и Беларуси (с вовсе не исключенным подключением Казахстана), нам знать не дано — главное, что один из этих (или подобных) вариантов получил одобрение лидеров G8, что "суверенная управляемая демократия по-путински" признана приемлемой и вполне удовлетворяющей интересам Запада в целом.
Впрочем, жизнь, как известно, гораздо сложнее наших представлений о ней, а равно — планов и Вашингтона, и Кремля. "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить". И внешняя гладкость проведенного путинским Кремлем саммита "Большой восьмерки" не должна никого вводить в заблуждение.
Во-первых, уже сейчас очевидно, что "Большая восьмёрка" как политический механизм абсолютно неадекватна реальным вызовам современности, лишь обозначая ответы на них, но преследуя узкие цели "элитного круга великих держав". Во-вторых — уже как следствие этой общей неадекватности, — израильско-американская акция в Ливане срывается по причине весьма жесткого и эффективного сопротивления "Хезбаллы" и других военно-политических группировок, а также твердой позиции, занятой как Сирией, так и Ираном. Во-вторых, Вашингтон, хотя в принципе вроде бы решился на "большую драку", всё-таки не может начать её без видимого предлога. Для агрессии здесь еще нужно подготовить почву, а эта почва на Ближнем Востоке всё ощутимее ускользает из-под ног, и в связи с этим соотношение сил и внутри администрации Буша, и между республиканцами с демократами еще может кардинально измениться. В-третьих, нынешние всполохи партизанского сопротивления в Ираке, Афганистане, Ливане и Пакистане могут слиться в одну огненную дугу с крушением всей американской суперимперии, которая к тотальному подавлению подобного сопротивления явно не готова ни по физическим, ни по экономическим параметрам. Разве что начать бросать атомные заряды, да и то вряд ли поможет…
В этой связи откровенная ставка действующего президента РФ на "особые отношения" лично с Бушем и его ближайшим окружением, которые вполне могут "не дотянуть" до весны 2008 года и "не прикрыть" собой выборный цикл 2007-2008 гг., способна обернуться против нынешнего "хозяина Кремля" (что еще бы полбеды) и против возглавляемой им страны. Сохранение идеологической, финансовой и организационной зависимости нынешней российской элиты от Запада и Америки прежде всего, продолжение самоубийственного либерально-монетаристского курса в социально-экономической сфере, растущие на этой основе раскол и деградация российского общества делают нынешние "стрельнинские" успехи Путина, его договоренности с реальным "Усамой" во многом эфемерными и иллюзорными. Без освобождения нашей страны от пут олигархическо-бюрократического капитализма, который медленно, но неуклонно ежегодно сужает численность нашего населения и русского этноса как такового с свертыванием наших территорий, будущее России видится в достаточно черных красках.
1.0x