№28 (660) от 12 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Дмитренко
РОПТАНИЯ И ВОПЛИ
C 30 июня по 2 июля в Центральном Доме Художника прошел первый "Московский международный открытый книжный фестиваль". В отличие от строго интеллектуального "Non-fiction" и специализированной "Книжной ярмарки" ВДНХ, фестиваль явно планировал создать ненавязчиво-пляжную атмосферу, не отягощенную излишним пафосом. Во дворике ЦДХ расставили разноцветные шатры и озаглавили заманчивыми курортными именами. Так, переезжая из "Гурзуфа" в "Коктебель" через "Керчь", c обязательной остановкой в буфете, московская публика расслаблялась без отрыва от прекрасного. Еще одно отличие фестиваля от прочих книжных событий: помимо собственно литературы, зрителей развлекали массой клипов и видеопоэзии, выставками фотографий, комиксов, каллиграфии — жанров несколько побочных, но не чужих литературному процессу.
На неординарные события не скупился лишь первый день фестиваля, в последующие дни позвали проверенных, спокойных звезд культуры и поп-культуры: Макса Фрая, Дмитрия Быкова, Оксану Робски, Юрия Полякова, Льва Рубинштейна и неизменного Дмитрия Пригова. На открытии же фестиваля толпы собрал и Эдуард Лимонов, и радикальный поэт Андрей Родионов, и лагерный певец Юз Алешковский, вывезенный в Москву из эмигрантского затворничества журналом "Esquire". Лимонов выступил с крайне удачной поэзией, чередуя строчки ностальгическими воспоминаниями и событиями собственной жизни. Андрей Родионов — во всех смыслах громкий поэт — ритмично читал публике уже ставшие классическими стихи. Психоделические приключения московского аутсайдера в темницах грубых спальных районов пользовались популярностью на контрасте с безоблачным богемным настроением фестиваля. А уже через несколько минут к Родионову присоединись классические гитаристы патриотического сибирского панк-рока Джефф ("Гражданская Оборона") и Тимур ("Чернозем"), образовавшие группу "Окраина" — один из самых ярких и свежих коллективов последнего времени.
Из мировых звезд до фестиваля доехала американка Лидия Ланч, тем же вечером выступавшая в клубе "Б2". Больше всего её шоу напоминало "Comedy club" в исполнении завсегдатаев гламурных нью-йоркских вытрезвителей. Ланч показала всё то же, что принесло ей славу в 90-х: хорошо отрепетированные нервные речитативы про секс, наркотики, секс, наркотики, наркотики и еще раз секс в исполнении ухоженной неудовлетворенной тусовщицы-скандалистки. Зрелище поучительное в сравнении с чтениями русских авторов. Западная литература придает личному (пускай и экстремальному) опыту писателя статус экзистенциального, русские же настойчиво стараются свою личную жизнь поднять до глобальных духовных высот, даже если имеют о них крайне приблизительное представление. Схожее впечатление оставил и похмельный Фредерик Бегбедер, вообще отказавшийся от какой-либо серьезности в общении с публикой от лица самовлюбленного парижского сноба. Логично, что певец вырождения и упадка Европы, обожаемый русскими читателями, сообщил им лишь пару таких же упаднических невнятных шуточек.
Наконец, случилось еще одно небольшое бодрящее событие для ценителя русского нон-конформизма. Премию "Московский счет", которую поэты вручают поэтам, минуя ангажированных критиков, получили сразу две книги издательства "Ракета". "Ракета" же — не что иное, как новый проект одного из основателей сибирского панка, Мирослава Немирова. Признания литературного сообщества добился уже известный читателям "Завтра" Всеволод Емелин со сборником "Роптания" — едкой и одновременно проникновенной сатире озлобленного маргинала на всё сразу, а также редактор "НГ-Exlibris" Евгений Лесин с лирически-алкогольной книгой "Русские вопли".
1.0x