№28 (660) от 12 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Бондаренко
ПРЕМИЮ «АЛРОСА» — ЛИЧУТИНУ!
Уже в шестой раз Союз писателей России и крупнейшая алмазная кампания "АЛРОСА" присуждают литературные премии лучшим российским писателям. За минувшие годы лауреатами Большой литературной премии России стали Леонид Бородин и Николай Лугинов, Станислав Куняев и Александр Сегень, Михаил Лобанов и Николай Коняев. Живые имена живой русской литературы.
Надо отдать должное мужеству алмазной кампании "АЛРОСА", не только выделяющей деньги на развитие современной русской литературы, но и неизменно предпочитающей традиционно русскую, реалистическую, православную литературу всем другим ныне модным постмодернистским и либеральным направлениям. В этом 2006 году лауреатами "Большой литературной премии России" стали девять человек.
Начну со специальной премии "На благо России", присужденной знаменитому русскому геологу, одному из первооткрывателей якутских алмазов, еще молодой девочкой исходившей далекие якутские просторы, Екатерине Елагиной. Такие, как Екатерина Елагина, и создавали могучую советскую империю. Кто, как Юрий Гагарин, открывали космос, кто , как Королев или Туполев, создавали лучшие в мире ракеты и самолеты, кто, как Михаил Шолохов и Александр Твардовский, творили шедевры, создавая большой стиль советской литературы. Екатерина Елагина и её друзья, геологи-землепроходчики — открывали богатейшие месторождения нефти и газа, золота и алмазов. Честь им и хвала. Благодаря им и держится до сих пор Россия!
Первую премию по литературе поделили между собой Владимир Личутин за роман "Беглец из Рая", Николай Дорошенко за повесть "Запретный художник", и писатель из Башкирии Михаил Чванов за книгу "Мы — русские!".
Прежде всего я доволен наградой, которая досталась Владимиру Личутину, которого за строптивый нрав уже долгое время обходили стороной как либеральные, так и патриотические награды. Увы, годы идут, и строптивый, протестный имперский писатель становится одним из старейшин русской литературы. Но, к счастью, из тех старейшин, которые не только былыми своими трудами и заслугами, но и новыми работами, новыми книгами, очерками, колонками в газете "Завтра" реально влияет на сознание наших современников. Мне обидно, что лучший его роман "Раскол" так и не был отмечен крупными литературными наградами, хотя этот роман я, не стесняясь, поставил бы в один ряд и с "Сто лет одиночества" Маркеса, и с "Волхвом" Фаулза, и с "Петром Первым" Алексея Толстого… Но и новые его работы не повторяют самого себя, удивляют новыми проблемами, новыми ракурсами русского человека. Разве это не откровение — ушедший в евреи русак из Поморья в романе "Миледи Ротман"? Роман почему-то решили замолчать и патриоты, и либералы. Слишком уж необычно было предложенное толкование. То ли записывать его в стан юдофилов, то ли искать скрытый юдофобский смысл. А если роман о вечной русской открытости всему человечеству? Я уже писал в "Независимой газете" о самом последнем, столь необычном для Личутина мистико-философском романе "Беглец из Рая", о поисках места в жизни в нынешней мятущейся России совестливого русского интеллигента, об осознанной выкинутости его за пределы влияния на современное общество. Этот роман "Беглец из Рая" и был награжден Большой литературной премией АЛРОСА. Весь Личутин со своим "инакописанием" как бы стоит на пути суетливых разворователей русских недр. О таком же инакопишущем "запретном художнике" и повесть еще одного лауреата Николая Дорошенко. Что делать чуткому русскому художнику в обществе, которое как бы не нуждается в его услугах, работать на властьимущих? Услужать новым хозяевам жизни? Из "запретных художников" превращаться в придворных мастеров кисти и пера? Или же поднимать знамя, на котором гордо написано : "Мы — русские", и немалую национальную энергию, которая передается всем творцам, как нефть и газ передаются по трубам, с помощью творений этих неумолкающих выразителей национального духа, с помощью книг и журналов, газет и радиопередач, эту национальную энергию закачивать денно и нощно в массы, в сам народ.
Книга третьего лауреата, подвижника русского дела в Башкирии Михаила Чванова "Мы — русские" — одна из таких духоподъемных книг, из источников негаснущей энергии.
Вторую национальную премию, обычно присуждаемую якутским мастерам слова, на этот раз жюри присудило за существенный вклад в пропаганду якутской литературы первому секретарю Союза писателей России Геннадию Иванову и секретарю Союза, специалисту по национальным литературам России Вадиму Дементьеву.
Третья, региональная премия, присуждаемая лучшим провинциальным писателям, тоже была поделена между тремя поэтами.
Я рад, что её лауреатом стал наш давний автор, прекрасный русский поэт Евгений Семичев, чья подборка стихов только что была опубликована в газете "День литературы". Тот, кто нынче уныло считает, что у нас нет живой русской литературы, пусть почитают стихи Евгения Семичева и Дианы Кан из Самары, Николая Колычева из Мурманска, Николая Зиновьева из Краснодара, Валерия Михайлова из Казахстана, Елены Кузьминой из Архангельска… Елена Кузьмина, моя северная землячка, и стала еще одним лауреатом премии. Третьим среди провинциальных лауреатов был назван прекрасный дагестанский поэт, продолжатель традиций Расула Гамзатова Магомед Ахмедов.
Помню, в тот год, когда и меня награждали этой премией, я выразил мнение, что, может быть, не стоит так дробить награды, согласен был бы и подождать, но получать в одиночестве. И дело не в деньгах. Не вредит ли эта многочисленность лауреатов престижу премии? Хотя понимаю желание организаторов, так много в нашей русской литературе сильных авторов , так много смелых , художественных открытий, и так мало солидных премий в нашем патриотическом мире. Хочется хоть как-то выделить всё интересное.
Награждение состоялось, как всегда, в московском здании фирмы "АЛРОСА", дипломы и премии вручали председатель Союза писателей России Валерий Николаевич Ганичев и вице-президент фирмы "АЛРОСА" Семен Николаевич Назаров.
1.0x