Авторский блог Сергей Загатин 03:00 4 июля 2006

РОБСКИЕ ДУХОМ

№27 (659) от 05 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Загатин
РОБСКИЕ ДУХОМ

"Поколению 1970-1976 годов рождения, такому многообещающему и такому перспективному. Чей старт был столь ярок и чья жизнь была столь бездарно растрачена. Да упокоятся с миром наши мечты о счастливом будущем, где всё должно было быть иначе… R.I.P."
Сергей Минаев, "Духless"

Сергей Минаев, он же "Амиго", широко известный в узких кругах сетевой литератор, отец-основатель литературного сайта litprom.ru ("Литпром — хроническая Духовность"), приобрёл-таки известность и узнаваемость, сравнимую, например, с известностью такого раскрученного деятеля "новой русской литературы", как Оксана Робски.
Налицо событие. Этот факт подтверждается презентациями, интервью, восторженными почитательницами, глянцевыми журналами, восторженными публикациями в прессе и на сайтах — то есть всёй той пустотой, которую якобы так ненавидит главный герой "Духless". В основе события — довольно толстая книженция с обложкой стилизованной под глянцевый журнал. Как пиар-проект, книга подана и оформлена здорово. Стиль, которым написан сей опус, тоже отвечает веяньям момента — этакий russian Ирвин Уэлш, с вкраплениями старой доброй ерофеевщины и экзальтированными самобичеваниями a la великий французский писатель Edouard Limonoff.
Как выяснилось, такой незамысловатый коктейль — это и есть наиболее востребованная литература нашего времени — на данный момент "Духless" разошёлся несколькими тиражами в количестве более двухсот тысяч экземпляров и возглавляет рейтинги продаж крупнейших книжных магазинов Москвы. Превзойти Минаева не могут даже Борис Акунин с романом "Ф.М." и Дэн Браун со своим мировым бестселлером "Код Да Винчи".
Однако Сергею Минаеву удалось сделать несколько больше, нежели совершить изощрённое литературное сеппуку корпоративного самурая. "Духless" (Повесть о ненастоящем человеке) — книга практически документальная, что увеличивает её ценность в разы. Это документ эпохи — яркое и наглядное обвинение дикому либерализму, превратившему миллионы талантливых, образованных и работоспособных молодых людей в стада гламурных манекенов, жизнь которых, в отличие от "лоховатого быдла", настолько "удалась", что невыносимая легкость бытия ежеминутно раздирает их иссушенный кокаином мозг на мелкие фрагменты. Именно к такой, мозаичной, форме шизофрении близок главный герой Минаева. Преуспевающий менеджер — коммерческий директор российского отделения крупной зарубежной фирмы, человек небесталанный, герой Минаева, несмотря на сохранившуюся критичность мышления и довольно здравые рассуждения о многих пороках современного российского мироустройства, на самом деле является глубоко маргинальной, антисоциальной и антиобщественной личностью, алкоголиком и наркоманом с расшатанной психикой и неустойчивой нервной системой. Минаев не жалеет никого в своих разоблачениях так называемого среднего класса — надо отдать ему должное, хотя книга, видимо, не совсем об этом.
В данный момент времени существует как бы две России, одна — "Россияния" "новых русских", "эффективных менеджеров", "золотой молодёжи" и прочего негодного, и, зачастую — вредного, людского материала. Эта "Россияния" и вызывающе публична, и подозрительно скрытна одновременно — благодаря разновозможностным ТВ и СМИ. (Кстати — спасибо Минаеву, что он написал такое откровенное обвинительное заключение на "прослойку", к которой принадлежит и его герой, и он сам. Умный человек — знает, где соломки подстелить.)
И есть та Россия, которая сосредотачивается для того, что бы снова подняться с колен — Россия простых людей, Россия, уставшая от беспредела "прослоек". Согласитесь что "Россия" обезумевшего менеджера-кокаиниста и клерка-взяточника сильно отличается от России безвестного лейтенанта, воюющего в Чечне, или инженера, удерживающего из последних сил на ходу своё производство?
Герой Минаева, при всей искушённости его, инфантилен до безобразия, и тем более не может выступать от имени всего поколения. При этом он не вызывает ни капли жалости — это его выбор, и он выбрал быть ничтожеством. Правда, с претензиями — но всё-таки ничтожеством. Сама же книга, наряду с писаниями мадам Робски, должна быть в домашней библиотеке любого патриота, ибо, думаю, придёт время, когда мы должны будем рассказать своим детям о том, в силу каких причин всё случилось, так как случилось, и почему гримасы Истории надо воспринимать спокойно, без особой жалости к героическим строителям трассы Салехард — Нарьян-Мар…
1.0x