№27 (659) от 05 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
ИСЛАМСКАЯ МОЗАИКА
Один из западных "востоковедов в штатском" подметил, что среди новообращенных мусульман в Европе велик процент бывших коммунистов, социалистов и… скинхедов. Лично меня это "открытие" нисколько не удивляет: в исламе сильнее, чем в какой-либо другой религии выражен революционный, протестный элемент, и страстное стремление к социальной справедливости вместе с ненавистью ко всякого рода угнетателям и притеснителям, как и откровенное отвержение ростовщичества и капитализма, составляют, пожалуй, его главную политическую суть. Как говорил лидер Исламской революции в Иране аятолла Хомейни: "Разве можно назвать опиумом для народа религию, устремленную к установлению справедливости в мире и желающую освободить человека от оков материальных и душевных забот?.. та религия, которая… будет кричать об отделении религии от политики, и есть опиум для народа. Но это уже не настоящая вера, а то, что наш народ называет "проамериканской религией".
Надо сказать, что уже третий столп ислама — закят (обязательные денежные пожертвования в пользу бедных), наглядно свидетельствует о стремлении этой религии к социальной справедливости и более равномерному распределению материальных средств в обществе. Каждый мусульманин, чье финансовое положение находится выше определенного минимума, должен платить 2,5% своих денежных доходов нуждающимся людям. Закят — это регулярное священное подаяние, в основе которого лежит отнюдь не чувство симпатии и сострадания.
Мусульмане считают, что всё во Вселенной, включая и то, что люди обыкновенно полагают своей собственностью, принадлежит Богу. Если вся наша собственность доверена нам в долг Богом, то всё пожертвованное нами во имя Бога возвращается к своему истинному Владельцу. Поэтому все правоверные имеют обязанности по отношению друг к другу. Помощь бедным — долг богатого; для мусульманина, честно нажившего свое богатство, не существует проблемы личного выбора. Если он рассматривает свои обязанности в свете вечной своей будущности, ему, естественно, не следует глупо цепляться за собственность или, хуже того, позволять ей поработить себя.
Тот, кто не признает закят, не может считаться хорошим мусульманином, ибо нет большей жестокости, чем обжираться и набивать собственные сундуки, в то время как другие умирают от голода или страдают от безработицы. Ислам — враг эгоизма и жадности. Закят существует не только для помощи бедным, но и для того, чтобы помочь богатым честно исполнить возложенные на них обязанности по отношению к собратьям. Платят закят обычно анонимно, чтобы избежать всяческих замешательств и кривотолков. Однако подаяния могут совершаться и публично в целях поощрения остальных верующих к исполнению этого богоугодного дела. "Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным, то это — лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния; поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!" (Коран 2:273).
В то же время Коран не одобряет тех, кто превращает подаяние в представление: "О вы, которые уверовали! Не делайте тщетными ваши милостыни попреком и обидой, как тот, кто тратит свое имущество из лицемерия перед людьми и не верует в Аллаха и последний день. Подобен он скале, на которой земля: но постиг ее ливень и оставил голой. Они не владеют ничем из того, что приобрели: ведь Аллах не ведет прямым путем людей неверных!" (Коран 2:266).
Нет такой власти, которая бы заставила мусульманина платить закят; это полностью зависит от совести верующего; никто никого не проверяет, и даже в исламском обществе закят не является государственным налогом, хотя, если потребуется, мусульманские власти могут принять участие в сборе и распределении денег. Очевидно, что закят — это испытание и проверка на искренность и благочестие. Совершение милостыни указывает на то, что сердце подающего свободно от любви к деньгам и жажды наживы, и демонстрирует, что верующий готов использовать свои деньги во благо человечества и поспособствовать дальнейшему распространению добра и справедливости.
Пророк Мухаммад всегда проявлял заботу о бедных и нуждающихся и совершенно ясно указал: "тот не является верующим, кто ест досыта, в то время как ближний его остается голодным".
Ислам — не только универсальная религия, но и идеология, обращенная, прежде всего, к естественному чувству справедливости у всех людей. И в этом, несомненно, его колоссальная привлекательность, которая и делает ислам быстро распространяющейся религией современного мира. И еще одно, что упорно отказываются видеть наши и западные горе-эксперты: закон ислама основан на тех же принципах природы, по которым был создан человек. И пока природа не изменяется, закон, основанный на ее принципах, применим в любой период и при любых обстоятельствах.
1.0x