Авторский блог Иван Ленцев 03:00 4 июля 2006

В ЗАКОНЕ ИСТОРИИ

№27 (659) от 05 июля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Иван Ленцев
В ЗАКОНЕ ИСТОРИИ

Расторжением сделки между компаниями "Арселор" и "Северсталь", в результате которой франко-испано-люксембургский сталелитейный гигант поглощал бы российскую компанию, а глава последней, Алексей Мордашов, легитимировал бы свое состояние на Западе, так или иначе оказались довольны практически все стороны и участники июньской "стальной войны".
Доволен "Арселор", его Совет директоров во главе с Джозефом Киншем и акционеры этого предприятия: перспектива слияния с "Северсталью" позволила европейцам поднять себе цену практически в два раза, и теперь они могут ждать куда больших выгод от сделки с англо-голландским "Миттал Стил". Кроме того, рекомендации шести мировых финансовых институтов, которые советовали "Арселору" разорвать контракт с российским контрагентом, позволили европейцам не "вляпаться" в сомнительный, с точки зрения своей легальности, проект, поскольку правомочность владения Алексеем Мордашовым акциями "Северстали" вызывает сомнения не только у российской оппозиции.
Не сильно расстроен, впрочем, и сам г-н Мордашов, получивший "отступные" в размере 140 млн. долларов от сорвавшейся сделки. Как сказано в пресс-релизе его компании по этому случаю, "Алексей Мордашов благодарен за все те позитивные отзывы о "Северстали", которые он получил от акционеров и стейкхолдеров "Арселора" за последние недели. Этот опыт значительно повысил известность "Северстали" и ее положение в инвестиционном сообществе… Руководство компании продолжает верить в консолидацию и будет использовать все возможности для расширения своего опыта и в целях достижения лидирующих позиций в поставках высококачественной стали по всему миру". Не стоит думать, что эти слова — всего лишь хорошая мина при плохой игре. За июнь "Северсталь" вполне успешно прошла "предпродажную подготовку", выгодность ее активов для приобретения оценена на Западе по достоинству, каких-то особых скандалов не случилось, времени еще полно, и ничто не мешает г-ну Мордашову предпринять в обозримом будущем "попытку номер два" — толкнув "Северсталь" на сей раз, например, англо-голландскому "Корусу", а то и самому Лакшми Митталу, великому и ужасному.
Срыв сделки празднует российская оппозиция и вся патриотическая общественность. Выражая ее позицию, политолог Станислав Белковский сравнил расторжение "стальной сделки" с задержанием на российской таможне ценной иконы, выкраденной из музея: "Если икону вывозят за границу — мы теряем ее навсегда, а если икону задержали на таможне, то есть шанс, что она вернется в музей… То, что Мордашову не удалось легитимировать незаконную приватизацию "Северстали", для России очень хорошо, потому что это позволяет поставить вопрос о пересмотре приватизации этого предприятия после 2008 года".
Впрочем, не сильно горюют и основные лоббисты сделки в российском властном сообществе, которые весь июнь прикладывали титанические усилия для того, чтобы "Северсталь" оказалась-таки в руках европейцев. Теперь российская власть и обслуживающая ее пиар-элита еще долго может, надувая щеки, разглагольствовать о попранной справедливости, о двойных стандартах и о страхе Запада перед русскими. Так, министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко уже выступил с патетическим заявлением: "Все предыдущие годы, все 15 лет, так называемая помощь России в становлении открытой экономики, интеграции в мировое хозяйство всегда сопровождалась заявлением о том, что мы заинтересованы в здоровой российской экономике, которая бы вошла в общемировую систему и была бы ее частью. И только в тот момент, когда российская экономика окрепла, встала на ноги и делает абсолютно естественные для любой окрепшей экономики шаги… мы встречаем реакцию, которая, к сожалению, уже не единична".
Конечно, вряд ли стоит предполагать, вслед за некоторыми конспирологами, будто вся эта затея с объединением сталелитейных гигантов изначально была состряпана с целью "снятия сливок" всеми заинтересованными сторонами. Однако "тенденция вырисовывается" интересная: оказалось, что перепродажа крупной российской собственности на Запад — это "богопротивное" начинание, идущее вразрез с "мировым историческим процессом". А против законов истории не попрешь.
1.0x