Авторский блог Редакция Завтра 03:00 27 июня 2006

НЕВОЗМОЖНО ПРЕДАТЬ ПАМЯТЬ ПРЕДКОВ

0
№26 (658) от 28 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Арам Суварян
НЕВОЗМОЖНО ПРЕДАТЬ ПАМЯТЬ ПРЕДКОВ

После публикации статьи Валентина Пруссакова "Как живут армяне в Турции" ("Завтра", 2006, № 21), редакция столкнулась с возмущенной реакцией многих наших читателей, армян и не только, оскорбленных формулировками и общим содержанием данного текста. Мы понимаем, что вопрос межнациональных отношений — в особенности, если он связан с фактами страшного противостояния, преступлений и гонений — является одним из наиболее щепетильных и может вызвать боль и возмущение вне зависимости от срока давности. Мы публикуем один из подобных откликов на статью нашего автора в надежде на то, что новые споры не разбередят старые раны.
Всего через две недели после международного Дня памяти жертв армянского геноцида в Турции Валентин Пруссаков статьей "Как живут армяне в Турции", на мой взгляд, бестактно задел болезненный нерв исторической памяти армян всей России. Отбросив в сторону многовековую драматичную историю взаимоотношений двух совершенно разных народов, автор — надеюсь, всё же из благих побуждений — предложил читателям свою, абсолютно неприемлемую в жизни, "формулу счастья".
Официальной причиной геноцида армян, провозглашенной руководством Османской империи, напомню, была преданность армян России. Турки были уверены, что в случае эскалации военного конфликта России и Турции армяне однозначно примут сторону России. Христиане по вероисповеданию, они воспринимались как "пятая колонна", и за годы геноцида властями было уничтожено более 1,5 миллиона армян. Этот факт уже давно признали более тридцати стран мира, в том числе Россия. Более того, сегодня парламенты Франции и Нидерландов обсуждают вопрос об уголовной ответственности за непризнание геноцида должностными лицами их правительств. В этой связи исключительно толерантная в отношении турок статья В.Пруссакова вызывает как минимум недоумение.
Апеллируя к "справедливости", автор не брезгует откровенным передергиванием юридических фактов: мол, "чудовищное преступление" против армян было совершено во времена Османской империи, а нынешняя турецкая республика возникла лишь в 1923 году, и, следовательно, с юридической точки зрения она не может и не должна нести ответственность за произошедшее в абсолютно ином государстве". Однако международное сообщество давно признало и закрепило в праве презумпцию, что подобные преступления не имеют сроков давности. Тут однозначно уместна аналогия с Германией и проблемой признания преступлений Холокоста. Страна до сих пор выплачивает компенсации за пролитую кровь еврейского народа, хотя преступления против евреев формально совершало совершенно другое государство. Такая трактовка проблемы является оскорблением памяти миллионов жертв геноцида.
Автор пишет, что побывал в главной церкви армян Турции — церкви Святой Марии, над которой, по его словам, развевался турецкий флаг. Наверное, автору это привиделось. Над церквями, мечетями, культовыми религиозными сооружениями никогда не вывешиваются светские флаги. Я уверен, армяне лучше бы уничтожили свою церковь, чем повесили на нее флаг Турции! Но вопрос и тут принципиально в ином. На территории Турции проживают потомки армян, но у них нет общины, они малочисленны, и в своем абсолютном большинстве они не являются христианами.
В ситуации многолетней борьбы армян за признание факта геноцида самой Турцией, при отсутствии любых дипломатических отношений двух государств и невозможности их по очевидной причине, о чем господину Пруссакову наверняка известно, в статье появляется ошеломляющий своим цинизмом вывод. С легким сердцем автор советует армянам предать память предков: "неизбежно должны прокладываться добрососедские отношения двух суверенных и независимых стран, Армении и Турции. Для того, чтобы это случилось как можно скорее и успешнее, следует, очевидно, раз и навсегда прекратить никчемное и откровенно мазохистское копание в ранах прошлого — независимо от того, какими глубокими, кровавыми и болезненными они ни были". На это я лишь скажу господину Пруссакову: до тех пор, пока прошлое живо в памяти, оно всегда — часть настоящего.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Комментарии Написать свой комментарий

К этой статье пока нет комментариев, но вы можете оставить свой

1.0x