Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 20 июня 2006

КУДА ИДТИ ПЕШКОМ ОТ СОЧИ

№25 (657) от 21 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Денис Тукмаков
КУДА ИДТИ ПЕШКОМ ОТ СОЧИ

Встречу президента Путина с грузинским коллегой, которая состоялась на прошлой неделе в Санкт-Петербурге, приходилось ожидать с тревогой и "политическим мандражом". Сам формат этих краткосрочных переговоров не предвещал ничего хорошего: встреча была инициирована властями Соединенных Штатов, которые настоятельно рекомендовали российскому президенту принять Саакашвили как можно скорее, до саммита "Большой восьмерки", чтобы утрясти спорные вопросы, накопившиеся между двумя пока еще "коллегами" по СНГ. Кремль этой встречи, очевидно, не желал, однако легко на неё согласился, в результате чего среди аналитиков — как в России, так и за рубежом — в тот момент нашлось немало скептиков, убежденных, что в преддверии G8 Россия вынуждена будет пойти на уступки грузинской стороне разной степени важности.
Разногласия между двумя странами — и, соответственно, пункты переговоров между президентами — ни для кого не являлись тайной. Прежде всего, это тема Абхазии и Южной Осетии — двух фактически независимых от Тбилиси, но всё еще непризнанных республик. И тема "винно-боржомного бойкота". Ожидалось, что накануне гораздо более важной — для Кремля, по крайней мере, — питерской встречи он достаточно легко, делая хорошую мину, поступится "мелкими интересами".
В конце концов, думать так были все основания. Да, Россия не пускает на свою территорию грузинские и молдавские вина. Да, она негласно поддерживает непризнанные республики на Кавказе и на Днестре. Однако в не менее существенных вопросах Москва не раз и не два шла навстречу Тбилиси. Так, Кремль фактически легитимизировал антиконституционный переворот двухлетней давности, в результате которого Саакашвили пришел к власти в Грузии. Россия сдала грузинам Аджарию, несмотря на то, что с таким влиятельным политиком, как Абашидзе, при желании можно было еще очень долго играть на нервах Тбилиси. Россия практически не сопротивлялась, когда сразу после установления столь "дружественных" отношений между двумя странами грузинская сторона потребовала немедленно вывести наши базы в Батуми и Ахалкалаки. Цена на газ, поставляемый в Грузию, до сих пор необычайно низка и составляет 110 долларов за тысячу кубометров. Наконец, вино вином, однако Россия и пальцем не сдвинула для того, чтобы перекрыть гораздо более серьезный канал финансовой подпитки южного соседа — денежные переводы закавказских гастарбайтеров, приехавших в Россию: только официально они достигают 20% ВВП Грузии.
Таким образом, вряд ли кто-то сильно удивился бы, если, выйдя после встречи к журналистам, президент Путин заговорил бы об "улаженных проблемах" и, например, о том, что "спорные моменты проблемных регионов следует решать с позиций территориальной целостности каждой из сторон".
То, что произошло в реальности, теперь известно практически всем: Саакашвили не добился от неуступчивого Путина буквально ни-че-го. После двухчасовых переговоров российский президент в беседе с журналистами вполне ясно высказался на тему того, что "Россия в вопросе защиты территориальной целостности считает необходимым исходить из международного права и интересов народа".
В переводе на обычный язык это означает, что никакого признания "территориальной целостности" Грузии в нынешних границах со стороны России как не было, так и нет. Кремль и дальше будет стараться применить в отношении непризнанных государств т.н. "казус Косово", когда вопрос государственности Абхазии и Южной Осетии решался бы через референдум в этих республиках — безотносительно того, что на этот счет думает Тбилиси. В качестве примера, однако, Путин привел, естественно, не Косово, а Чечню, население которой на референдуме выразило желание оставаться в составе России. Дескать, пусть абхазы и осетины сами решают, с кем быть — в полном соответствии с нормами международного права. В сущности, это безупречная позиция российского внешнеполитического ведомства; беда лишь в том, что Запад уже не раз намекал на то, что в отношении непризнанных пророссийских республик он меньше всего желает руководствоваться высокими принципами и благородными хартиями.
Что же касается "пищевого бойкота", то, по словам Путина, грузинская сторона "вопрос по вину даже не поднимала, потому что сама понимает: 60% некачественного продукта идет от них".
Всё, что смог выжать от этой нежданной встречи Саакашвили — поймать Путина на слове: когда тот сказал, что от Сочи до Грузии "можно дойти пешком", грузинский президент тут же ухватился за неудачную фразу бульдожьей хваткой, заявив, что от Сочи пешком можно дойти лишь до Абхазии, следовательно, Путин признал, что Абхазия — это Грузия и есть. Видимо, господин Саакашвили ещё долго будет утешаться своим софизмом.
Едва встреча двух президентов закончилась, лидеры трех непризнанных государств — Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья — подписали в Сухуми совместную декларацию о создании "Сообщества за демократию и права народов", которая предусматривает, помимо всего прочего, создание совместных миротворческих сил и курс на юридическое оформление выхода из состава Грузии и Молдовы соответственно. Вряд ли стоит сомневаться, что подобное решение было принято после "тесных консультаций" с официальной Москвой.
Что будет дальше, станет ясно, кажется, довольно скоро. И вариантов тут всего два. Либо Кремль в очередной раз прибегнет к излюбленной тактике "сдачи неприступных крепостей", когда некая внешнеполитическая позиция намеренно укрепляется и пестуется только для того, чтобы в определенный момент сдать её подороже, выторговав себе смутные дивиденды. Либо же Россия перестанет делать вид, что "всё рассосётся само собой" и займет, наконец, подобающее ей место на постсоветском пространстве, признав три мятежные республики и задействовав против недружелюбных соседей все свои рычаги влияния.
1.0x