№25 (657) от 21 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Проханов
НИМБЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Рисунок Геннадия Животова
Цивилизация — скала со множеством уступов и впадин. Культура — древо на скале. Империя — мужественный и суровый лик. Культура — золотой нимб вокруг имперской главы. Культура ткет непрерывную пряжу истории. Делает непресекаемым опыт народа. Погружает каждое новое поколение в океан предшествующего опыта. В культуре, как в драгоценной копилке, хранятся знания, добытые народом в войнах, переселениях, революциях, в общении с природой, с бездонным Космосом. Запечатлеваются чудеса и откровения, мифы о героях и предателях. Отслеживается проделанная народом историческая траектория. Предрекается путь в грядущее, со всеми поворотами и срывами в бездну. Культура, обращенная к отдельному человеку, открывает в его сознании колодцы, из которых плещет животворящая влага древних эпох. Она же создаёт над головой невидимый коридор в небеса, откуда переселяются в душу мистические духи. Эти добываемые энергии культура переносит в народный уклад, в живую ткань общественного бытия, как растения превращают лучи солнца в ядра хлорофилла, в плоть древесных колец. Власть использует эти преображенные энергии — тратит их в политике, в государственном строительстве, в обороне, являет в деяниях царей и вождей.
Чем мощнее культура, тем легче народ переносит исторические потрясения, тем раньше он распознает их среди гулов истории. Успевает к ним приготовиться, встречает во всеоружии.
От "Первой Империи" киевских и новгородских князей нам досталось эпическое "Слово о полку Игореве". От "Второй Империи" московского царства к нам донеслась "Задонщина". "Третья Империя" Романовых одарила нас Пушкиным и Лермонтовым, Толстым и Достоевским, "серебряным веком", где уже звучали "пророчества конца". "Четвертая Империя" Сталина оставила нам Маяковского и Мандельштама, Шолохова и Булгакова, Бондарева и Солженицына. Певцы и хулители "Империи", ее кумиры и жертвы священнодействовали вокруг жертвенников и светильников, расставленных всё той же "Империей".
В полноценной культуре прочные корни связывают народ с глубинной почвой, пронизывают пласты многих эпох, питают народ всей совокупностью пережитой истории. Цветы с пламенными лепестками и чувственными тычинками, которыми культура касается Небывалого и, быть может, Несбыточного, привносят в народную жизнь таинство Бесконечного и Бессмертного.
Культура "Империи" не делится на "утверждающую" и "отвергающую". Схватка этих двух направлений, иногда смертельная, происходит в координатах "Империи". Описывает её рост и увядание, её космогонические циклы. Культура не может без "Империи", ибо "Империя" есть бытие, с которым повенчана культура, иногда терновым венцом.
Культурная классика — сбережение богатств, заповедный "алмазный фонд". Авангард же — это алмаз на острие турбобура, которым культура вторгается в Неизвестное и, быть может, Губительное. Искрит, крошится, ломается, добывая в невероятных трудах драгоценные крохи, давая безымянному имя. Сводит Богов на землю.
"Сухаревская башня" и "Башня Татлина" высятся над одной и той же крепостной стеной — необъятной русской культурой. С этих башен, а также с колоколен, с лобных мест, с эшафотов и амвонов, во все века, то невнятно и косноязычно, то громогласно и пламенно художники возглашали сокровенные знания о русском Инобытии. Об "Альтернативной истории". О заповеданных человечеству справедливости, любви, богооткровенной истине, замутненной в реальной истории ненавистью, стяжательством, святотатством. Всемирность русской культуры обнаруживается в этой проповеди, обращенной ко всему миру, ко всем, ищущим правды, континентам.
"Четвертая Империя" запечатлела свое рождение в книгах: "Разгром", "Как закалялась сталь", "Оптимистическая трагедия", "Тихий Дон". Провожали "Четвертую Империю" на исторический погост тоже книги: "Печальный детектив", "Дети Арбата", "Белые одежды", "Пожар". Книги — повивальные бабки и книги-плачеи.
"Пятую Империю" выкликают и высвистывают из будущего тоже книги. Целая "имперская литература", от высоколобой до ширпотреба, где предчувствуется нарождение "царства". Но нет еще книги, которая оповестила бы о "зачатии" и "рождестве". Эта книга еще впереди. Уже пришли в литературу волхвы, ведомые Вифлеемской звездой. Уже приближаются к яслям, видят сквозь дощатые стены дивный луч. Наберёмся терпения — художник уже среди нас.
Романы и поэмы — как лейки, из которых художники станут поливать саженцы "Пятой Империи". Русский язык — священный. На нем "Империя" говорит с миром и сама с собой.
Бережно, с благоговением открываем любой сегодняшний текст, даже самый скандальный. Видим драгоценную буквицу, перевитую цветами и листьями, волшебными ягодами и плодами. С этой буквицы начинается летопись новых Временных лет — "откуда пошла есть" "Пятая Империя" Духа.
1.0x