Авторский блог Николай Анисин 03:00 20 июня 2006

ИГРА В ЧИСТКУ КАДРОВ

№25 (657) от 21 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Николай Анисин
ИГРА В ЧИСТКУ КАДРОВ

В политике Кремля — новая веха. Впервые за 15 лет высшая власть России прибегла к репрессиям тузов. То есть к карательным мерам против действующих сановников. Чем эти меры вызваны: шкурными интересами команды Путина или вдруг обуявшим ее благородным гневом к хапугам-начальникам? Погадаем на кофейной гуще.
Автор устоев нынешнего режима Борис Ельцин, протрезвев однажды, ужаснулся плодам трудов своих и признал, что сотворенная им система управления страной сплошь поражена коррупцией — подкупом должностных лиц сверху донизу. Случилось это признание в феврале 1994 года. Заглянем в стенограмму послания Ельцина Федеральному собранию того года:
"Мы не имеем пока нормальной рыночной экономики, зато вольготно себя чувствуют те, кто обманывает и применяет насилие. Административно-распределительная система не исчезла бесследно. Она переродилась.
Чиновник, который прежде верстал планы и делил фонды, теперь освоил рынок и распределяет, а нередко торгует централизованными кредитами, экспортными квотами и лицензиями.
Действующие структуры государства до сих пор пронизаны духом безответственности и произвола. В работе органов власти как в центре, так и на местах много неразберихи и путаницы.
Всё это свидетельствует о том, что появилось и углубляется новое отчуждение власти от людей. Но если раньше между ними стояла номенклатурная кастовость, то сегодня к этому добавились еще и деньги. Именно позорная взятка становится зачастую пропуском к решению многих проблем".
Тогда, в 1994-м, устами Ельцина, по сути, было сказано, что он, Ельцин, имея неограниченные властные полномочия, заменил административно-командную систему управления на систему административно-взяточную, которая оказалась более бесчеловечной, алчной и прожорливей прежней.
Ельцин разок сам себя публично выпорол и этим ограничился. Ни до, ни после его переизбрания на второй президентский срок в 1996 году никаких установок на обуздание коррупции из Кремля не последовало, и ни один разжиревший на взятках сановник не переместился из своего рабочего кабинета в тюремную камеру.
Преемник Ельцина — Путин — доставшейся ему системой управления страной не довольствовался и взялся её реформировать. Но как укрепление Путиным "вертикали власти" с прямым подчинением Кремлю начальников провинций, так и изменение им структуры правительства росту коррупции не только не мешало, а способствовало.
По данным социологов фонда ИНДЭМ, с 2001 года по 2005-й общая сумма взяток в стране увеличилась с 33 до 316 миллиардов долларов.
Шесть лет новый президент равнодушно наблюдал за расцветом подкупа должностных лиц. Но вот наступает весна 2006 года, и в послании парламенту Путин заявляет, что отныне Кремль не будет беспечно взирать на незаконную выгоду из особых отношений чиновников и бизнеса.
Объявления войны с коррупцией вроде не содержалось в этих словах. Но за ними последовали дела — уголовные дела на членов Совета Федерации, на чиновников в федеральных ведомствах и во властных структурах в провинции.
Терпимый прежде к взяточничеству Кремль нежданно-негаданно открыл сезон охоты на нечистых на руку начальников. Из каких помыслов?
После ареста губернатора Ненецкого округа Баринова, мэра Волгограда Ищенко и вызова на допрос в прокуратуру губернатора Хакасии Лебедя сотрудники ВЦИОМ в сорока шести субъектах Федерации провели опрос разных по возрасту, полу и доходам 1594 граждан и выяснили, что 84% из них, не ведая сути обвинений против упомянутых должностных лиц, желают им попариться на нарах.
Столь высокий в обществе уровень поддержки открытого сезона охоты на начальников объясняется просто. Любому человеку в стране ясно, что чиновники в подавляющем их большинстве живут не на скромную зарплату, а на нетрудовые доходы.
Любому человеку в стране видно, что вся нынешняя система власти открыто попирает справедливость. Стало быть, чистка этой системы не может не греть души большинства граждан. Но, открывая сезон охоты на начальников, команда Путина всерьез ли замахивается очистить власть от взяточничества?
Чтобы не вырубить, а хотя бы подрубить коррупцию, нужны не только законы, препятствующие мздоимству, и не только страх от громких показательных процессов над мздоимцами. Борьба с коррупцией может быть успешно начата и продолжена только при воцарении в обществе идеологии нестяжательства, презрения к роскоши и неуемной расточительности, идеологии преклонения духу, а не животу, идеологии служения Родине и высоким идеалам добра и правды. А какая идеология царит у нас сейчас?
Заглянем в телевизор. Вот вам — фильмы с действом в шикарных особняках и лимузинах, вот вам — герои дня, с которых жир капает, вот вам — игрища в деньги с Галкиным, вот вам — культ обжорства с Высоцкой, вот вам — отупляющий юмор без конца, с Петросяном и мужиками в дамских одеждах.
Путинский Кремль и пальцем не пошевелил, чтобы выветрить из общества навязанную ему идеологию наживы, корысти, праздных утех. А раз нет попыток заменить таковую идеологию — нет и быть не может тех моральных предпосылок, без которых немыслима борьба с коррупцией всерьёз и надолго.
Открытый Кремлем сезон охоты на начальников есть именно сезон, приуроченный к грядущим парламентским и президентским выборам.
Игра в чистку кадров прибавит популярности прокремлевской "Единой России", в ходе имитации борьбы с коррупцией на разных этажах власти неугодные команде Путина будут заменены на лично ей преданных, она сохранит свой контроль над страной и забудет о процветании в стране позорной взятки — так же, как забыл о ней после 1994 года классик режима Ельцин.
1.0x