№24 (656) от 14 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Угольников
МЕГАМАШИНА
Гигиенический запрет на ввоз в РФ грузинских и молдавских вин (расцененный руководителями и частью обитателей одноимённых стран в качестве меры "нерыночного" воздействия на их инфантильную демократическую ориентацию) ещё раз подтвердил правоту высказывания Стейнбека, касающегося способности русских делать самые лучшие изделия и крайней неспособности их представить. Так уж вышло: устойчивых торговых марок, ассоциирующихся с регионом производства, в России создавалось крайне мало, большинство рекламных программ были призваны обслуживать интересы национальных окраин как витрины Метрополии.
Никто и никогда не услышал бы название "Боржоми", если бы не пыталась Империя отвлечь зажиточные слои своих граждан от поездок в Баден-Баден. Не появилось бы на этикетках с кавказским, молдавским и крымским бренди обозначение "Коньяк", если бы не стремление Шустова к процветанию своей страны. Самая разнезависимая Латвия — стойко боролась за свою принадлежность к угнетателям, когда начался подсчёт денежных знаков, отчисляемых за "Столичную". И даже такое уродливое явление, как "лаврушники" (обозначение грузинских "воров в законе" — хоть и специфический, но вполне торговый знак), было обусловлено процессом децентрализации общего правового поля при режиме сохранявшихся экономических и политических преференций.
Развал СССР ознаменовался не только битвами за бренд плавленого сырка "Дружба" или "Жигулёвского" пива (что можно рассматривать и как эстетское издевательство над аудиторией юмориста Жванецкого), но и пониманием конституционной неспособности порождённого преобразованиями экономически доминирующего сословия к генерированию неразрушающих коммерческих образов. Сравнительный анализ наименований, способных к установлению устойчивого ассоциативного ряда на территории России — позволяет определить в личности их авторов наличие ограничителей, обратных по отношению к мировоззрению стяжательства. Д.И.Менделеев сформулировал не только Периодический закон, но и системные признаки качества товара, по которым можно отличить "Вологодское" масло от иного, пренебрегая при этом возможностью извлечения сверхприбылей.
То, что в наши дни под видом масла из Вологды можно спокойно продавать и маргарин, — иллюстрирует не только всем известную деятельность министерства экономической деградации, но и степень жёсткости, допустимую для возможного пресечения таковой. В странах, менее обременённых заботой об иностранных гражданах, — сутяжничают даже за возможность регионально обусловить происхождение малоизвестных пород лошадей и жёстко контролируют любую возможность поставить на нож символику Швейцарской конфедерации.
Естественно, демонстрировать современные отечественные государственные знаки — не самое большое удовольствие, но и советский опыт, инерция которого имеет своё несомненное обаяние, не всегда приемлем. Называть все минеральные воды согласно номеру пробуренной скважины — действие, безусловно, практичное, но не всегда способное стимулировать спрос. При всём уважении к населённому пункту Поллюстрово, прямой перенос такого наименования на бутылки нельзя признать действием, отражающим вкусовые качества продукта. И уж конечно не красит Анапу в качестве курорта — "зонтичная" спиртосодержащая жидкость. Естественно, что приведение в относительный порядок таких образных рядов должно сопровождаться соответственным изменением отношения к технологическим цепям и социальным отношениям. Желание отдельного индивида жить в акционерной форме собственности не приветствуется людьми, занятыми гармонизацией коллективных действий. Как это ни удивительно, но окно возможностей для изменения принципов формирования спроса и стимулирования сбыта сейчас приоткрыто. Что связано не только с рухнувшим фондовым рынком и обесцениванием фиктивных активов, но прежде всего вызвано событиями, происходящими за пределами России.
Фиктивный режим Первороссии, она же нынешняя "Украина", — способствует снижению ликвидности товаров страны пребывания всеми доступными средствами, от перевода сопроводительных документов на синтезированный диалект до лояльности по отношению к исламским сепаратистам из Средней Азии, предпочитающим контрафактную самоатрибуцию в качестве "крымских татар". Не вяжется их ориентация с образом изготовителей и потребителей Массандровских вин, что вполне способно привести к замещению производства экспортом фекальных масс. Эта перспектива кажется более чем реальной по причине непропорционально больших вложений, требуемых для представления постсоветских правящих группировок демократическими или хотя бы обусловленными требованиями рынка.
1.0x