№24 (656) от 14 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Михаил Делягин
ОППОЗИЦИЯ В ГЛОБАЛЬНОМ ШТОРМЕ
Напыщенный и самоуверенный, режим разлагается на наших глазах. Максимум через несколько лет оппозиции придется брать на себя прямое исполнение ряда важнейших государственных функций.
Вопрос о позитивной программе становится поэтому жизненно важным и для нее, и для России в целом. Не видящий всей картины происходящего обречен на неспособность дать адекватную альтернативу, беспомощность, и в итоге — разрушение того, что ему дорого.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ СМЕРТЬ!
Реформы в России идут на основе либерального проекта. Уже к середине 90-х он решил мелкие проблемы, которые мог решить, и полностью исчерпал себя. Продолжая реализовывать доказавший свою безнадежность либеральный проект, руководство России обрекает на уничтожение не только страну, но и себя как элиту.
Никакого современного проекта, решающего игнорируемые или усугубляемые либерализмом и потому все более значимые проблемы, так и не создано.
Причина — отсутствие заинтересованной силы. Либеральный проект разрабатывался преимущественно Западом как инструмент реализации своих, в том числе и текущих коммерческих интересов (Гайдар, Чубайс и Ясин — просто исполнители). Модернизация же России ни одной влиятельной силе не нужна (в том числе и правящей бюрократии, все силы которой уходят на "освоение" нефтедолларов).
Отсутствие современного проекта делает бессмысленным и укрепление государства: оно создает предпосылки для решения насущных задач — в первую очередь модернизации, при отсутствии инструментов и даже представлений о способах решения этих задач, а часто и о самих этих задачах.
Смысл либерального проекта — подчинение страны интересам крупнейшего бизнеса и преобразование ее в соответствии с этими интересами.
Так как интересы общества в целом не полностью совпадают с интересами бизнеса, реализация этого проекта быстро начала противоречить им. Так, интересы социальных групп, не связанных с управлением или получением доходов от бизнеса, ущемляются или в лучшем случае игнорируются. Поскольку в России наиболее влиятельны экспортеры сырья, для которых оплата труда — не создание рынка сбыта, а издержки в чистом виде, ущемление наемных работников (то есть большинства) становится чрезмерным, разрушающим общество.
Крупный бизнес обладает качественно большими ресурсами, чем мелкий и средний. В условиях принципиального отрицания либералами творческой роли государства в силу естественной логики конкуренции это разворачивает либеральный проект против мелкого и среднего бизнеса, приводит последовательных либералов к отрицанию либеральных ценностей (которые могут быть гарантированы лишь государством как выразителем совокупной воли и интереса общества) ради эгоистичных интересов крупного бизнеса.
По аналогичным причинам — так как глобальный капитал сильнее национального — последовательные либералы приходят к отрицанию и национальных интересов.
Начавшись в качестве общенационального, направленного на достижение свободы и благосостояния за счет массовой частной инициативы, либеральный проект закономерно выродился в откровенно враждебный обществу, мелкому и среднему бизнесу проект крупного бизнеса с преобладанием иностранных интересов. Новаторство Путина состоит всего лишь в создании и выводе на авансцену истории силовой олигархии — компрадорской буржуазии, прямо контролирующей силовые структуры и превратившей их в основной инструмент личного обогащения.
Этот проект разрушает общество, вызывает рост внутренней напряженности и враждебность к государству.
Реагируя на парадоксальный при "процветании" рост неблагополучия, государство пытается самоукрепиться. Но оно — лишь выразитель совокупных общественных интересов и может быть успешным лишь в той степени, в которой оно соответствует этим интересам. Попытки укрепления власти, пока они идут в рамках не просто отжившего, но и принципиально враждебного и обществу, и государству (как выразителю интересов этого общества) либерального проекта, будут вести к противоположным результатам.
Чтобы быть успешным, государство должно действовать в соответствии со своей природой — в интересах общества. Сейчас это означает разработку нового, нелиберального национального проекта, направленного на обеспечение интересов всех его слоев ущемленных либералами — то есть всех, кроме силовой олигархии и транснациональных корпораций.
НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Либеральный проект обеспечивает выживание в глобальной конкуренции не всего общества, но лишь его разрозненных фрагментов (в основном сырьевых), не встречающих конкуренции в мировом хозяйстве и потому вписываемых им в себя автоматически, без их усилий. Выживая за счет уничтожения своего общества, эти фрагменты переосмысливают себя как часть не его, но развитой части мира — "мирового сообщества", "человеческой цивилизации", "Запада".
Модернизационный проект должен стать ответом остального российского общества, лишенного будущего либеральным проектом и приговоренного им к смерти.
Замена либеральному проекту может быть лишь социальной, патриотической и демократической.
Его основа — возврат к целостному видению России как единого субъекта глобальной конкуренции, корпорации особого типа, развивающей не только производство, но и нужный ему человеческий капитал с необходимой тому социальной средой. Основные социальные группы должны рассматриваться как равнозначимые; идея общего развития за счет подавления некоторых из них должна отвергаться как не реализуемая и разрушающая общество.
Настроение модернизационного проекта — "возвращение к здравому смыслу", излечение России под лозунгом "от реформ к нормальности".
Цель преобразования общества — его конкурентоспособность при ужесточении глобальной конкуренции. Нужна четкая "сверхзадача" этого преобразования, определяющая новую позитивную роль России для всего человечества (ибо мы не способны развиваться без "сверхзадачи"). Надо заменить предельно эгоистичный и потому разрушительный американский порядок новым, русским порядком, обеспечивающим мирное и свободное развитие различных цивилизаций.
Путь к этому — восстановление и наращивание на качественно новой технологической базе всех компонент национального капитала: человеческого, технологического, материального, финансового.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА
Для решения общенациональных задач надо восстановить единство нации. Но образы действия и краткосрочные интересы ее основных элементов — бизнеса и населения — различны.
Бизнес стремится к эффективности — к концентрации благ у успешных субъектов экономики и политики. Это стремление оформляется либерализмом.
Население же стремится к справедливости — к равномерному распределению благ. Его идеология — социализм.
Государство обеспечивает гармонизацию этих интересов ради долгосрочного успеха всего общества. Решение обществом различных задач на разных этапах его развития требует различных пропорций между эффективностью и справедливостью, между либерализмом и социализмом. Соответственно сменяются и стоящие у власти политические силы.
Общий принцип гармонизации интересов бизнеса и населения прост. Во внешнем мире государство должно реализовывать интересы бизнеса как более активного элемента, поддерживая и частично направляя его экспансию. Внутри же общества оно должно поддерживать население — ведь расколотое общество неконкурентоспособно.
Пример ориентации на интересы бизнеса во внешней политике и населения во внутренней — отношение государств к собственности на нефтяные компании. При добыче на своей территории добывающие компании для удовлетворения интересов населения находятся в государственной собственности (даже в далекой от социализма Норвегии), при добыче на чужой для эффективности экспансии — в частной.
Издержки бизнеса окупаются эффективностью государства, дающей стабильность внутри страны и внешнюю экспансию бизнеса, которая с лихвой компенсирует потери от внутренних ограничений.
Изложенное означает возможность успешного развития лишь немногих стран. Ведь внешнюю экспансию — это условие внутренней гармонии общества — не смогут вести все страны: кто-то — неминуемо — будет ее объектом, который (как современная Россия) не только лишен возможности гармонизации интересов бизнеса и населения описанным способом, но и сталкивается с новыми проблемами, порождаемыми внешней экспансией.
Доступный для такой страны способ гармонизации общества — объединение усилий населения и бизнеса против внешней экспансии ради направления ресурсов страны на ее развитие, то есть развязывание национально-освободительной экономической "войны". (Конечно, ее необходимость не отменяет необходимость и внешней экспансии национального бизнеса).
ДВИЖУЩАЯ СИЛА МОДЕРНИЗАЦИИ
Модернизационный проект должен опираться на часть общества, которая лишается перспектив либеральным проектом и обладает наибольшими ресурсами.
Сегодня это бизнес, достигший лидирующих позиций в регионах ("средний бизнес"). Он обладает значительными и разнообразными ресурсами, но не может реализовать их для дальнейшего развития в силу объективных хозяйственных (доминирование крупного бизнеса, потребность в административной "крыше", границы которой соответствуют границам региона) и политических (централизация принятия решений) ограничений.
Его масштаб мал для использования возможностей либерального проекта (влияние на государство, выход на международные финансовые и товарные рынки), но уже не дает избежать потерь от его реализации (в том числе из-за внешней конкуренции).
Раздробленность среднего бизнеса создает отсутствовавшую у ельцинских олигархов потребность в координации (пусть неформальной) в национальном масштабе.
Сочетание этих факторов делает его потенциальным двигателем нового этапа развития России.
Он уже аккумулировал ресурсы для прорыва с регионального уровня на общенациональный и, далее, на международный. Этот прорыв высвободит накопленную и подспудно пережигаемую энергию и сможет стать источником и содержанием не просто ускорения прогресса, но комплексной модернизации всей России. Средний бизнес остро нуждается в политическом, интеллектуальном и идеологическом обеспечении этого прорыва.
В силу олигархического сопротивления среднему бизнесу его прорыв будет носить характер антиолигархической (при этом направленной против прежде всего силовой олигархии) революции.
ЛИБЕРАЛЫ — ВРЕМЕННЫЕ ПОПУТЧИКИ
Либеральные силы (вплоть до "коммерческих" олигархов) страдают от агрессии силовой олигархии и потому являются союзниками модернизации.
Но они борются против силовой олигархии не только как против олигархии, но и как против части государства. Поддержка правозащитной компоненты этой борьбы (против силовой олигархии как олигархии) должна сопровождаться неприятием ее олигархической компоненты (борьбы с силовой олигархией как частью государства).
По мере оздоровления силовых структур и превращения силовой олигархии в нормальную добросовестную часть государства, олигархическая компонента в деятельности либералов будет вытеснять правозащитную. Справедливая и повышающая эффективность общества борьба против силовой олигархии за бесспорные либеральные ценности будет вырождаться в разрушительную для общества борьбу против государства (как в конце 80-х борьба против коммунистов выродилась в борьбу против СССР) за интересы крупного и иностранного капитала.
Поэтому по мере приближения к победе либеральные силы из попутчиков вернутся в состояние непримиримых врагов России.
ЧТО ДЕЛАТЬ
Оппозиция должна настойчиво прорабатывать модернизационный проект, стремясь к конкурентоспособности России и помня несовместимость этой цели с сохранением у власти чудовищного симбиоза силовых олигархов и либеральных фундаменталистов.
Какие бы правильные слова ни произносили официальные пропагандисты, даже самого высокого ранга, цена политики, маскировке которой служат эти слова, известна и не подлежит забвению: 792,9 тыс.чел. противоестественной "убыли" населения в 2004, 843 тыс.чел. — в 2005 году.
Мы должны думать о диверсификации экономики, о прорывных "закрывающих" технологиях, о продаже не нефти, а нефтепродуктов, и не за обесценивающиеся доллары, а за рубли — и о необходимости соответствующей этой задаче ПВО. Мы должны показать стране светлый завтрашний день, по которому она истосковалась и который не может дать ей Путин, даже если захочет. Настойчиво разоблачая ложь власти, главный упор надо делать на позитивной программе — с разъяснением причин, по которым она не доступна нынешнему государству.
Необходимо, не поддаваясь на неизбежные провокации, стремиться к объединению, а сначала — совместным действиям всех сил, связывающих свое будущее с Россией, искренне стремящихся к прогрессу России и потому отторгающих нынешний нигерийский по своей сути режим.
Надо раскалывать и раздроблять противника, играя на внутренних противоречиях самой правящей бюрократии. Чем сильнее они грызут друг друга, тем меньше вреда они приносят нашей стране и тем активней приближают день ее освобождения.
С другой стороны, надо стравливать США и силовую олигархию — главных врагов России вне и внутри ее. Конечно, это стравливание должно идти не за счет страны.
Нас будут пугать. Но по сравнению с тем будущим, которое готовит России, — а значит, и каждому из нас — силовая олигархия, заталкивающая нас в системный кризис — ее нынешние угрозы, даже серьезные, выглядят детским лепетом. "Лишь собственной трусости надо бояться".
И твердо следовать желаниям народа:
— Вернуть народу его наследие — недра и инфраструктуру! Не дадим ограбить своих детей, как ограбили нас!
— Россия принадлежит нам (а не двум миллионам бюрократов)! Мы вернем себе Россию!
— Мы хотим работать, а не просить! Слабым — заботу, сильным — работу!
— Модернизация или смерть!
— Россия прежде всего! О других странах пусть заботятся другие народы.
— Вор должен сидеть в тюрьме. Справедливость должна быть восстановлена: даешь Нюрнбергский трибунал над реформаторами и их последышами!
— Из России отчаявшейся будет Россия благословенная!
1.0x