Авторский блог Владислав Смоленцев 03:00 13 июня 2006

СЕГОДНЯ — ЗЕЛЕНОВИЧ, ЗАВТРА — ПУТИН?

№24 (656) от 14 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владислав Смоленцев
СЕГОДНЯ — ЗЕЛЕНОВИЧ, ЗАВТРА — ПУТИН?

Почти незаметно для российской политической жизни прошло сообщение о том, что Сергей Лавров подтвердил факт передачи российской стороной боснийским властям бывшего офицера боснийской военной полиции Драгана Зеленовича. По словам российского министра, "Драган Зеленович был некоторое время назад задержан в связи с незаконным пересечением российской границы". "Он содержался под стражей. После поступления запроса в связи с розыском Драгана Зеленовича Гаагским трибуналом он был передан в страну своего гражданства, то есть в Боснию", — сказал Лавров
Итак, что же произошло? Почти год назад, 25 августа 2005 года, в Ханты-Мансийске был задержан прокуратурой Бронислав Петрович, один из сербов, работавших в здешней строительной компании. И уже на следующий день агентства сообщили, что задержан никто иной, как Драган Зеленович, заместитель начальника военной полиции и один из сербских полевых командиров в районе города Фоча в период войны в Боснии и Герцеговине 1992-95 годов. Официально Зеленовича—Петровича задержали якобы за нарушение паспортно-визового режима: мол, он незаконно находился на территории России.
Но дело в том, что паспорт серба был абсолютно настоящим и ни о какой подделке речи не шло. С таким же успехом можно арестовывать всех иностранцев, которые прибывают в Россию, сменив перед этим по тем или иным причинам своё имя и фамилию. Иными словами, арест Зеленовича по обвинению в нарушении паспортно-визового режима — это обычная и уже привычная каждому "дорогому россиянину" формальная зацепка прокуратуры для сохранения видимости закона.
Странным образом все обстоятельства ареста и передачи серба почти зеркально повторяют события пятнадцатилетней давности, когда в Тюменской области по запросу прокуратуры Латвии российским МВД был задержан и передан Латвии рижский омоновец Сергей Парфёнов. Тогда предательство эмвэдэшных и порокурорских генералов чёрным пятном легло на честь "новой России" и очень многим открыло глаза на происходящее. К сожалению нынешний прецедент прошёл почти незамеченным. А ведь это более чем знаковое событие. Примерно за месяц до ареста Зеленовича главный прокурор Гаагского трибунала Карла дель Понте потребовала от России сотрудничества в сфере розыска и ареста югославских преступников и пригрозила России санкциями, если та не проявит покладистость. Более того, уже после задержания Зеленовича Карла дель Понте, выступая на Совете Безопасности ООН, заявила, что в запросе об экстрадиции передала России все установочные данные на Зеленовича, начиная от его нынешнего номера телефона и данных его сербского паспорта до отпечатков пальцев. То есть вся история с арестом и экстрадицией Зеленовича шла под полным контролем и патронажем Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), в которой России и её прокуратуре отводилась роль исполнителей приказов Гааги. Теперь Карла дель Понте обвинила Россию и в том, что здесь скрывается бежавший пять лет назад из Сербии полицейский генерал Властимир Джорджевич, которого обвиняют в совершении военных преступлений в Косово.
Что же это за всесильный орган заседает в Гааге? 25 мая 1993 года Совет Безопасности ООН единогласно принял резолюцию № 827 и таким образом учредил МТБЮ ad hoc ("на случай"). До этого аналогичные трибуналы создавались лишь дважды: в Нюрнберге и в Токио. В первом судили немецких нацистов, во втором — японских милитаристов. Но оба этих трибунала были учреждены на основе специального международного договора, который подписывался всеми странами-участниками. Ничего подобного в 1993 году сделано не было. К тому же, в обоих случаях имелись в виду меры в отношении государств, тогда как юрисдикция МТБЮ распространяется прежде всего на физических лиц.
Юристы МТБЮ ссылаются также на статью 29 главы V Устава ООН, согласно которой "Совет Безопасности может учреждать такие вспомогательные органы, которые он найдет необходимыми". Однако СБ не имеет судебных полномочий (в системе ООН их имеет только Международный суд), следовательно, не может передать их своему вспомогательному органу. То есть Гаагский трибунал — это не что иное, как самоучреждённый незаконный карательный орган. Не случайно США уже категорически заявили о том, что не признают юрисдикцию Гаагского трибунала по отношению к гражданам США и ни при каких условиях не будут передавать их Гааге.
Я не против выдачи военных преступников как таковых. Но во всём мире это открытая и довольно щепетильная процедура. Во-первых, должны быть предоставлены доказательства его военных преступлений. Никаких доказательств российская общественность не увидела. Всё было сделано втихую, как это любит наша прокуратура. Во-вторых, вопрос об экстрадиции решает суд, опять же гласный суд. Общественность имеет права знать, кого собирается выдать государство и по какой причине. Никакого суда по экстрадиции не было. В-третьих, выдавать человека международному трибуналу, где уже нашли свою смерть как минимум пять сербов, вообще аморально. В конце концов, за военные преступления его можно было бы судить и в нашей стране.
История с выдачей Гааге Драгана Зеленовича — это очередная грубая ошибка российской власти и новое позорное пятно на репутации "демократической России".
1.0x