Авторский блог Елена Антонова 03:00 6 июня 2006

ПОЭЗИЯ ТАНЦА

№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
ПОЭЗИЯ ТАНЦА

Государственный хореографический ансамбль "Березка", носящий имя его основательницы Надежды Сергеевны Надеждиной, востребован в мире и потому не часто балует нас своими выступлениями. И вдруг в этом году — целый каскад концертов, среди которых наряду с вечерами в Зале имени Чайковского и Кремлевском дворце съездов прошли благотворительные выступления для ветеранов Великой Отечественной войны и детей сирот, шефские — для воинов Российской армии, и даже творческая встреча с работниками Аппаратов власти Российской Федерации. В 2008 г. "Березка" будет отмечать свое шестидесятилетие, но еще ранее стукнет 50 лет, как связала с этим ансамблем свою творческую судьбу его художественный руководитель, народная артистка СССР Мира Михайловна Кольцова. Вдумайтесь, в 1948 г., когда страна еще не оправилась от военной разрухи, государство находит силы, время и средства для создания единственного в своем роде ансамбля, который понесет поэзию русского девичьего хоровода с его неповторимым плывущим шагом через времена и пространства, восхищая весь мир своим редким искусством. Оставят ли по себе память подобного рода годы "перестройки" и следующее за ними двадцатилетие? Похоже, что нет. А жаль — потери в культуре не восполнимы ничем.
В последних выступлениях "Березка" как и всегда пленяет одухотворенным исполнением своих заглавных, изначальных номеров, поставленных ее основателем, народной артисткой СССР Надеждой Надеждиной. Это — русские девичьи хороводы "Березка" и "Цепочка", вальс "Березка". Чистой прелестью этих танцев можно любоваться без конца. В том же ключе красоты и молодости решен и хоровод "Кружевницы" в постановке Миры Кольцовой, исполняемый женской группой ансамбля. В "Березке", несмотря на сильный состав мужской группы, с удалью оттанцовывающих все свои номера, ведущая роль принадлежит женщине. Как не раз отмечалось, положение это закономерно, ибо отражает определяющую роль женщины в жизни русской крестьянской общины.
Следует сказать, что "Березка" — ансамбль не раритетный: каждый раз на его концертах обязательно увидишь новые номера. Так, новым для меня оказался хореографический романс "Воспоминание", где солировала Ольга Каллиопина, танцовщица, у которой каждое движение одухотворено мыслью и чувством. Особого упоминания заслуживает сцена "Защитникам отечества посвящается", поставленная Мирой Кольцовой на музыку Пахмутовой, Холминова и Матвиенко как приношение всем тем, кто для победы ни за какой ценой не постоял, будь то жизнь или любовь. Танец, пластика тела с помощью музыки рассказывают об этом без слов. Героиню, пожилую женщину, вспоминающую о днях своей молодости и о погибшем на фронте милом, на сей раз исполнила Ксения Журавлева, техничная, но отчего-то кажущаяся холодной танцовщица. Тем не менее, эту сцену многие смотрели со слезами на глазах — особенно те, кто о подобном знает не понаслышке.
1.0x