Авторский блог Сергей Угольников 03:00 6 июня 2006

ТУПАЯ РАДОСТЬ

№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Угольников
ТУПАЯ РАДОСТЬ

Описания манипуляций сознанием редко включают в себя разделы, посвящённые музыкальному воздействию. Наверное, для того, чтобы не услышать от "компетентных оппонентов" стишок хрущёвских времён с рифмами: джаз и продаст. Не будем вдаваться, в какой мере преподавание мелодий американских негров уместно в России, и почему финансирование этого убыточного музыкального направления должно вестись из госбюджета, но заметим, что ныне почитатели этого стиля выглядят зависшими в аутсайдерской позе с тщетной попыткой придать себе черты элитарности.
Ребята попроще понимают, что самые большие бабки группа Pink Floyd сделала на песне про "Money", и уныло эксплуатируют подростковые настроения сервильных слушателей рефреном "Я свободен", не уточняя от кого. Таких же капиталов, как у ветеранов британской сцены, пенсионерам совэстрады, конечно, не видать, но и грандиозного воздействия, подобного альбомчику "Стена", от них никто не ждёт. Внутрироссийские аранжировщики мелодии "семь сорок" не предназначены для созидания, а только для описания своих чаяний, в которых они превосходят западные аналоги. Под однообразностью песенок нынешнего ведущего кулинарного шоу как-то забылось, что установку он своим слушателям лет двадцать назад давал чёткую: вовремя пойти на дно, чтобы не стать плавающей закусочной. И теперь купается с аквалангом, инвестируя средства в ресторации, не вызывая удивления собственной мутацией у апологетов.
Поддерживаются тотальные манипуляции сознанием нынешней системой авторских прав и FM радиостанциями. Следовательно, и обрушение начнётся с развития формата MP3 и Интернета. Надысь, пытаясь найти что-то, не резонирующее с фабричным официозом, на tr.antex.ru нашёл красивую группу — "Тупая радость". Название как раз для неквалифицированного пользователя сети, с ограничением по трафику и слабеньким пентаком. Но самое главное, конечно, не товарный знак, а музыка. В позднесоветский, романтичный, период развития рока коллективы исполнителей, активно ненавидевшие буржуазное убожество Макаревичей, делали записи, сбивая головки магнитофонов (у мажоров аппараты хорошие, и от такого воспроизведения у них уши лопнут, а для однокассетной "Весны", которую нормальные ребята себе могут позволить, звук — самое оно). Не знаю, насколько порадовавшие песни можно сделать так сейчас (накрылась производственная база), но стилистика созидалась явно не для аудитории "Бригады". Мелодия резонирует с душевным настроением человека, неспешно бредущего по московским улицам:
Шёл медведь на костылях, с деревянною ногой.
Шёл по сёлам, деревням и везде творил разбой.
Тугой бубен, барабан на бедре его всегда.
Ох, устроит балаган, плясо-песенный бардак.

Политизированные администраторы концертов, навсегда больные паранойей после знакомства с "диссидентскими" гениями застойного периода, могут, конечно, заподозрить в песне и политический подтекст, но это совсем зря. Партии, в отличие от мироощущений, живут недолго. Даже крепкие экономические структуры, желающие отхватить формально имеющийся сектор слушателей, попадают впросак. Немецкому концерну Siemens ещё долго будет икаться спонсирование израильско-австралийской группы "БИ-2". Пришлось потом и трубу из продажи отзывать, и подразделение продавать китайцам. С так называемыми "контент-провайдерами" (продавцами мелодий и картинок для мобильников) дело обстоит ещё запущенней. Знакомые, занимающиеся этим видом деятельности (не поверите, рынок здесь уже больше, чем у глянцевых журналов), часто жалуются на отсутствие понимания перспектив развития. Объяснение, что они благодаря МР3 стали вымирающей профессией, чем-то вроде карбюраторщиков, вгоняет их в лёгкую депрессию ("как же так, им рассказывали, что они новые информационные технологии?"). Для выхода из неконструктивного состояния можно предложить им прослушивание чего-то более внятного, нежели Сердючка или Глюкоза. К примеру, вот это:
Выйди навстречу — рвать будет проще модный акрил.
Кровью помечу сердце и печень — на, забери.
…Жили без толку, музыка ветра — пой, запевай.
Верхняя полка, сто километров. Лабать давай!

Песня называется "Авитаминоза-2". К милой безголосой девушке, синтезированной усилиями зажиточных продюсеров, не имеет никакого отношения. А к "эстетству" (в швейковском значении этого слова) отношение имеет прямо противоположное. Заведомая отстранённость от окучивания единообразной аудитории (выраженной отсутствием монотонности в обработке сигнала) сложно считать конкуренцией с глобалистской альтернативой (эстетская пошлость из всех динамиков, или она же на гитаре у костра: равноотвратны). Попыток подпольных манипуляций (того, что некорректно обозначают термином "символизм") тоже нет, отсутствуют рецепторы "обязательности" (психологического давления, необходимого для маркетинга в сложившейся системе культуртрегерства). Всё бы ничего, но при таком нестяжательском высокотехнологическом подходе, где снискать средства на поддержание бренного тела в рабочем состоянии? Тут всё традиционно. Концерты и фестивали проводят не только на средства пивных компаний — слушателей ангажировать надо чем-то. К примеру, талантом. Ещё несколько лет назад мнение, что автор, публикующийся в инете, малоинтересен в реале, имело под собой основание. Сейчас картина изменилась, и авторы, начинающие с сетевых записей, имеют возможность не впадать в детские болезни престарелых псевдорокеров — без деклараций о ненависти к попсе вполне можно обойтись. Как и без деструктивных манипуляций сознанием. А конструктивная "тупая радость" будет обеспечена на любом выступлении одноимённой группы.
1.0x