Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 6 июня 2006

ТАК!

№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Смирнов
ТАК!

"С чего вдруг Русская Православная Церковь проводит рок-фестивали?
Всё очень просто: рок-музыке свойственен нон-конформизм. Рок-музыка порыва и прорыва, "лестница в небо". Рок-музыка, если она верна себе, плывет против течения. Русский рок — это музыка, невозможная без Слова, без смысла. Что значит быть нон-конформистом сегодня? Против какого течения плыть? Сегодня нас пытаются убедить в том, что мы — "общечеловеки", у которых нет Веры, Родины, Истории. Нам говорят, что тяжелые извращения, коверкающие человека, убивающие в нем Образ Божий, являются нормой, а нормальные нравственные ценности — извращением. Нас убеждают, что истины нет, а любое утверждение о ней — "фундаментализм". В этом "новом мире" тотального плюрализма нет места свободе. Но, рок-музыка — не для тех, кто хочет дезертировать, — рок-музыка — для тех, кто ищет, кому не наплевать, кому хочется жить…
Православие — это нонконформизм сегодня. Церковь знает, против какого течения плыть, и знает, куда. Быть православным сегодня — это иметь мужество дать бой "поколению Пепси", мировой попсе типа "Кода да Винчи", иудиного "евангелия" и прочей мерзости, тиражируемой миллионами экземпляров с одной только целью — заставить нас поверить в то, что Бога нет, Христос не воскрес и все дозволено.
Быть православным — означает иметь волю, знать, видеть, верить".
Из пресс-релиза к концерту "Дорога к храму"
5 июня концертом в Московском международном доме музыки закрылся музыкальный фестиваль, проходящий в рамках Общецерковной выставки-форума "Православная Русь".
Особенностью нынешнего форума стало, наряду с церковными хорами, фольклорными коллективами, активное участие в нем представителей рок-сообщества. В концертах приняли участие "ДДТ" во главе с Юрием Шевчуком, квартет Ивана Смирнова, Сергей Трофимов (Трофим), Ольга Арефьева, Николай Скученков, группы "Ключевая", "Если", "Рада и терновник", рок-барды Андрей Селиванов и Вячеслав Капорин.
Церковь всё активнее входит в сферу рок-культуры. Первой ласточкой был питерский фестиваль "Рок к Небу", прошедший по благословению высших церковных иерархов. Диакон Андрей Кураев и игумен Сергий (Рыбко) вели и ведут активную проповедническую деятельность в неформальных средах.
Но полемика в церковных кругах по-прежнему идет, наметились также разные позиции среди самих музыкантов и поклонников рок-музыки. Может ли современная культура и Церковь идти вместе, в какой форме православные миссионеры могут сотрудничать с представителями рок-культуры? Не станет ли подобный шаг этапом обмирщения, вовлечения Церкви в игры века сего? Не будет ли тесно рок-деятелям в строгих рамках православного церковного канона и не захотят ли они, подобно значительной части интеллигенции, "перестраивать" Церковь по своему разумению?
Еще на прошлогоднем Всемирном Русском Народном Соборе поднималась полемика вокруг рок-музыки. Звучали привычные обвинения-страшилки. В ответ монархическое движение "За Веру и Отечество" выступило с неожиданным обращением, в котором заявило, что "необходимо тщательно изучить природу вопроса, не набрасывая сатанинское покрывало на все культурное направление, именуемое рок-культурой. Ведь участники многих коллективов, работающих в этом стиле, являются не только православными по крещению, но и представляют из себя людей воцерковленных, ставящих своей задачей пропаганду подлинно русской системы бытия".
Большой резонанс вызвала и апрельская встреча митрополита Кирилла с рядом видных музыкантов, среди которых были Константин Кинчев, Юрий Шевчук и Роман Неумоев. Получился поход (или антипоход), аналогичный прошлогоднему визиту другой группы рокеров в администрацию Президента. Однако в данном случае никто не отнекивался и не делал секрета из предмета разговора.
На портале "Правая.ру" встреча была описана довольно подробно. "Митрополит Кирилл подчеркнул, что церковная проповедь и церковная миссия должны осуществляться путём некой инкультурации, то есть — вхождения в ту культуру, которая является народной". Обсуждались вопросы миссионерства и взаимодействия, со стороны музыкантов звучали несколько наивные просьбы повлиять на то, чтобы сдвинуть "попсу в ящике".
"В итоге митрополит Кирилл дал понять, что он видит в рок-музыкантах преданных Воинов Христовых, но необходимость повсеместного священнического напутствия на концертах пока ставит под вопрос: "Ведь христианство может присутствовать в произведении искусства подспудно, имплицитно". Это очень правильная позиция.
Было бы ошибкой заформализовать общение музыкантов и Церкви, заняться организацией "православных худсоветов". Или создавать и поддерживать группы какого-то особого "православного рока", по аналогу западного "христианского рока".
Ибо тогда православие будет использоваться в качестве своеобразного партбилета для продвижения творческой единицы. Или еще хуже — в качестве оправдания за собственную творческую никчемность, с чем порой приходится сталкиваться среди разных оппозиционных групп. Когда, главное — это форма, "партия", а не сам жест, его сила, энергетика, красота, новизна.
Бесспорно, что господствующая культура способствует полному отупению людей, посему и духовный голос, и подлинные произведения искусства направлены на то, чтобы остановить падение людей. И иногда без радикальных лекарств, жестких травматических форм не обойтись.
"На старте нового тысячелетия деятели искусств, преодолев период культмассового пацифизма, вновь бряцают метафизическим оружием и в полемике показывают зубы", — справедливо заметил художник Эдуард Кулемин. Только так!
1.0x