№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Дмитрий Владыкин
КУДА ЛЕТЯТ ЩЕПКИ
Сенсационная сделка по слиянию "Северстали" с франко-испано-люксембургской сталелитейной компанией Arcelor заявленной стоимостью 13 млрд. евро вызвала эффект разорвавшейся бомбы, лишь слегка приглушенный серией менее громких, но не менее значимых информационных взрывов: сначала о намерении корпорации Лакшми Миттала и ряда мелких акционеров Arcelor воспрепятствовать этому объединению, затем о желании Mittal Steel выкупить до 40% акций объединенной компании, и — уже как венец всего — о возвращении Романа Абрамовича (вернее, Millhouse Capital) на российское бизнес-пространство в связи с покупкой "Евразхолдинга", расширением этой компании за счет Новолипецкого и Магнитогорского металлургических комбинатов, а также перспективами ее слияния с англо-голландской Corus. На фоне создания трансатлантической фондовой биржи (NYSE-Euronext) и недавних масштабных изменений в сфере углеводородной энергетики повышенная активность операторов рынка черной металлургии может означать только одно — идущую полным ходом трансформацию всего организма глобальной экономики.
Если продолжать аналогию экономики с живым организмом, то углеводороды, нефть и газ, являются ее кровью и лимфой, финансы — нервной системой, а сталь — скелетом. Резкое и практически одновременное изменение всех этих структур свидетельствует о том, что прямо на наших глазах из давно знакомой и привычной "куколки" уже возникает некая неизвестная "бабочка", совокупность параметров которой придает ей совершенно необычные свойства: например, способность летать, питаться нектаром, а не листьями цветов и так далее.
Разумеется, пока дальше столь поэтических аналогий изучение нарождающейся новой экономической системы идти не в состоянии, но сам этот факт необходимо отметить, дабы не погрязнуть в сумме частностей, сопровождающей данный процесс.
А частности эти по-своему любопытны. Например, весьма оригинальная схема слияния "Северстали" с Arcelor, при которой Алексей Мордашов за свои металлургические активы и 1,25 млрд. долл. получает 32% акций, пост председателя (без права подписи) и 6 из 18 мест в совете директоров объединенной компании, заставляет думать, что у этой сделки, помимо чисто экономических аспектов, существуют и внеэкономические. Хотя бы потому, что "Северсталь" в ее нынешнем виде стоит дороже, а Arcelor — намного дешевле, чем подразумевается условиями сделки. Значит, за ее фасадом должны существовать определенные скрытые преференции для российской стороны. Тем более, что "рука помощи", протянутая Европе Кремлем через Алексея Мордашова, пришлась как нельзя более кстати — в противном случае поглощение Arcelor корпорацией Лакшми Миттала, за которой просматрвиаются определенные финансовые круги США, не испытывающие недостатка свободных денежных средств, влекло за собой сокращение рабочих мест в Испании, Франции и — не смейтесь! — в Люксембурге, а также соответствующие весьма затратные конфликты властей этих стран с профсоюзами и левыми партиями. Теперь подобная угроза снята, а предстоящая безработица попросту "экспортирована" в Россию. Более того, грядущая модернизация сталелитейного производства в Кирово-Чепецке и других "металлургических" городах России будет отныне осуществляться в рамках транснациональных корпораций и силами их кадров. Но это нашим политикам и бизнесменам так, пустяки: лес рубят — щепки летят…
Теперь насчет деловой древесины, представляющей главный интерес сделки. Не исключено, что вся разница между ее формальной и реальной суммой (а это от 1,5 до 2 млрд. долл.) в виде бонусов по сделке, премий и т.п. — будет перелита на зарубежные счета бенефициаров "мордашовского пакета", явно заручившихся согласием первого лица нашего не слишком освобожденного от коррупции государства. А уж куда они там подрядились перед Кремлем их использовать: на предвыборную кампанию "партии власти" 2007-2008 годов, на покупку недвижимости за рубежом или на помощь детям-сиротам, — нам остается только догадываться.
1.0x