Авторский блог Сергей Загатин 03:00 6 июня 2006

ИРАН И ПОЛЮС ШОС

№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Загатин
ИРАН И ПОЛЮС ШОС

Если бы Фрэнсис Фукуяма был добросовестным человеком и умер от стыда в конце девяностых годов, то в наше время он с бешеной скоростью вращался бы в гробу. Концепция однополярного мира и "конца истории" потерпела поражение — тем более сокрушительное, что сейчас сразу и не скажешь, кто быстрее бросит дряхлеющему североамериканскому монстру перчатку нового глобального противостояния: красный Китай, боливарская Латинская Америка, Ближневосточная умма или же воспрявшая от либерально-монетаристского забытья Россия.
Большинство великих дел состоит из множества малых шагов, и часто бывает так, что грандиозные потрясения, тектонические сдвиги происходят незаметно и гораздо раньше, чем становятся очевидными их глобальные последствия. ШОС — Шанхайская организация сотрудничества, начинавшаяся с "Шанхайской пятёрки" (Россия, Казахстан, Киргизия, Китай и Таджикистан — чьё сближение было продиктовано, в первую очередь, угрозой безопасности их приграничным территориям со стороны главного очага нестабильности в Средней Азии — Афганистана, где шла гражданская война между Северной коалицией и движением Талибан), всё больше и больше приобретает черты реального военно-политического союза. Несмотря на то, что за последнее время политические лидеры стран-участниц ШОС неоднократно заявляли, что ШОС ни в коем случае не может рассматриваться как некий противовес блоку НАТО, очевидно, что "атлантистов" подобные уверения не успокоят, и им будет и дальше мерещиться "Крепость Евразия", очертания которой становятся всё зримее и всё более пугающе для них, тем более что летом этого года полноправными членами ШОС с очень большой долей вероятности должны стать Индия и Иран.
Во вступлении Ирана в ШОС, как все понимают, есть своя интрига. США, которые открыто протестуют против того, чтобы Иран стал членом ШОС, пытаются уверить мировое сообщество, что Иран хочет избежать возмездия за своё плохое поведение, спрятавшись за широкую спину Китая и России, и, дабы торжество демократии таки произошло бы, следует оставить Иран за бортом процесса объединения и не иметь с ним никаких дел. На днях, выступая в Сингапуре на конференции по вопросам безопасности, Дональд Рамсфельд, с присущей ему грацией слона в посудной лавке, назвал странным факт участия "главного террористического", как он выразился, государства в работе организации, борющейся с терроризмом.
Иран, в свою очередь, прекрасно осознавая все плюсы свого геополитического положения, сплочённости общества и поддержки мусульман всего мира, как и то обстоятельство, что он является ценнейшим торговым партнёром Китайской Народной Республики, достаточно жестко и резонно замечает на это, что, собственно, не очень понятно: на каком таком основании США влезают в дела суверенных государств, которые, тем более, расположены на другом конце света?
Так или иначе, но, судя по всему, Иран станет-таки членом ШОС. Вкупе с проигранными американцами информационной войной против Ирана и "горячими войнами" в Ираке и Афганистане, с мягким, но настойчивым выдавливанием американских баз из Средней Азии это означает, что хитроумные геополитические построения США, подкреплённые прямой интервенцией в Ирак и Афганистан, терпят крах.
Конечно, вряд ли хитроумные янки, поджав хвост, уползут за океан и впадут в спячку нового изоляционизма — предполагать такое было бы с нашей стороны проявлением непростительного оптимизма и ярким случаем шапкозакидательства.
Но у всех людей доброй воли появилась надежда на то, что эпоха "однополярного" безвременья кончается, и США уже не удастся поставить ни одно суверенное государство мира в условия изоляции со стороны мирового сообщества. Чем это может обернуться для "мирового жандарма", пока сложно спрогнозировать. Но гипотетическая силовая акция США против Ирана, который будет иметь поддержку современным оружием и технологиями со стороны некоторых евразийских государств, закончится совсем иначе, чем вторжение в ослабленный 12-летней блокадой Ирак.
1.0x