№23 (655) от 07 июня 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Былевский
ПИКЕЙНЫЕ ЕВРОЖИЛЕТЫ
Несомненно, первое заседание постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, прошедшее в Москве под председательством России — важнейшее событие международной жизни! Оно явно способствует росту престижа нашей страны на арене мировой политики, развитию добрососедских отношений со странами Европы и является очередным кукишем средних размеров в сторону США… Ещё бы! Впервые за последние годы в докладе, посвящённом ситуации на Кавказе, не было жёстких требований "соблюдать права человека" в отношении боевиков, зато содержались комплименты в адрес "великого и могучего русского языка", который цементирует национально-культурное разнообразие этого региона.
Разве это не показатель роста международного престижа России, не крупный успех внешней политики? Это ли не свидетельство существенного "потепления" отношения надменной "цивилизованной" Европы к "полуварварской" России? Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и спикер Государственной думы Борис Грызлов в политически корректной, истинно дипломатической форме прямо-таки спуску не давали тем участникам мероприятия, кто по-старому пытался "наезжать" на нашу страну. Как они их отделали, любо-дорого посмотреть, а?
Гей-парад, сетуете, в Москве разогнали? Так это не в культурных традициях нашего народа, а вот в Польше в прошлом году участников подобного шествия вообще чуть каменьями не побили. И отчего же сами словно в рот воды набрали по поводу разгона в одной из прибалтийских стран полицией демонстрации антифашистов — узников концлагерей, когда те вышли на улицу в лагерных робах со звездой Давида? Почему, спрашиваете, Россия ещё не отменила смертную казнь? А нам, во-первых, международный терроризм помешал, во-вторых, мораторий всё-таки действует, в-третьих, обязательно отменим как-нибудь потом… Зачем Россия поддерживает "сепаратистов" в Абхазии, Северной Осетии и Приднестровье? Уважаемые коллеги, давайте придерживаться единых стандартов, которыми Евросоюз оперирует в отношении Косово и Северного Кипра…
Впрочем, уважаемые участники особо и не настаивали на своих претензиях. Причина тому — вовсе не в десятилетнем юбилее членства России в ПАСЕ и не в нынешнем председательстве России. Оно никаких особенных привилегий или рычагов воздействия оно не даёт, скорее напоминает формальный пост диспетчера, чем диктатуру дирижёра. Помните старую советскую юмористическую сценку про диспут: вы говорите, что в семье должен быть один ребёнок, а я — что два. Один — два, один — два, один — два, так, сцепились!.. Вот что напоминали поднятые на московской сессии ПАСЕ проблемы и дебаты.
В лучшем случае темы были третьесортными по важности — создавалось впечатление, что повестку дня составляли, мучительно думая о том, чтобы участникам мероприятия хоть о чём-то можно было вести дискуссию, а журналистам — писать. Среди трёх десятков проблем, которые внесены в рабочую повестку — и секретные тюрьмы ЦРУ в Европе, и наркотрафик, и компьютерная преступность, и прочие не менее важные и актуальные вопросы. Накал страстей возникал нешуточный, сверкали обнажённые клинки доводов и контраргументов, сталкивались непримиримые суждения…
И всё же на московском заседании ПАСЕ царила особая атмосфера взаимного благодушия, всеобщего политеса и терпимости. Цивилизованные европейцы будто были рады продемонстрировать, что вносят ощутимый вклад в организацию единства и стирание разделительных линий на континенте. Наверное, такое намерение похвально, но складывается отчётливое впечатление, что всё приторное "сердечное согласие" носит какой-то показушный, демонстративный характер.
Дежурные улыбки западных дипломатов не стоят ничего. За ними может скрываться всё что угодно: и подлинные симпатии, и глубокое равнодушие, и нож в спину через мгновение. Ведь легче всего улыбаться и говорить милые глупости там, где по-настоящему ничего не решается. Когда речь идёт о погоде, о щенках суки Кони, о коллекционировании почтовых марок. А сколько-нибудь серьёзные проблемы мировой и европейской политики и экономики не выносились в повестку дня московского заседания ПАСЕ просто потому, что нет смысла обсуждать то, на что нет никакой возможности повлиять.
Большевики недаром называли парламенты "говорильнями", а Парламентская Ассамблея Совета Европы заслуживает такого определения вдвойне и втройне. Это — эпифеномен, одна из скромных витрин регионального процесса глобализации, политическая ширмочка, где равно всемогущи и равно бессильны представители Германии и Люксембурга, России и Латвии, Франции и Польши. Не хочется никого обижать, но что-то вроде помпезного, но ничего не решающего бюрократического представительства в Совете Национальностей накануне развала СССР. Пусть же евродепутаты обсуждают себе перед телекамерами всё, что им по вкусу, пока анонимные воротилы международного бизнеса в тиши кабинетов распоряжаются судьбами народов.
1.0x