№22 (654) от 31 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Ефремов
ВЕРТОЛЕТ
Первый канал — это "новый русский" начала 90-х. Так же много денег и мало мысли. Провинциализм увлечений, эстетика вырвавшегося "в люди" варвара. Чтобы спокойно сидеть в кресле, Эрнст совместил абсолютный конформизм по отношению к властной бюрократии с коммерческими игрушками, выражающими уровень духовного развития эфирных ваятелей.
Общественно-политическое вещание здесь сбалансировано. Дедушка Познер со своими "Временами" отвечает за конформизм либерального толка. Его постановочно-размеренные "штудии" накидывают на реальность флер западнизма — широта взглядов, успокоенность выступающих. Меж тем Пётр Толстой обеспечивает преданность государственнического розлива. С лицом довольного бюргера он расспрашивает министра Кудрина о стабилизационном фонде и вежливо соглашается "не тратить из него ни копейки".
Кроме того, раз в год канал устраивает духоподъемное общение народа с президентом. А также всегда рад поддержать любую инициативу "Единой России" или пиар-акцию неокомсомольского движения "Наши". Благо сигнал повсеместен. Как видим, тылы надежно прикрыты, индульгенции выписаны. Для чего? Для халтуры и наглой незатейливой рубки “бабок”.
Программная сетка "Первого общенационального" — уникальная для крупной страны вещь. Безотрадная смесь "желтой прессы" и бульварно-романного сериала. Главные действующие лица — ведущие разухабисто-кухонных ток-шоу и бенефисов. Лолита. Малахов. Ургант. Истеричное обсуждение семейных, сексуальных, бытовых коллизий в малаховском "Пусть говорят" дополнено теперь ежедневным "Малахов+", где населению, лишенному медицины, бравый отставник и неузнаваемая актриса Проклова помогают разобраться в энергиях "заряженной воды", эликсирах молодости, "пране" и народных способах борьбы с поносом. Лолита лелеет и ликующе выпячивает крупные составляющие своего немолодого тела. Учит дневную аудиторию домохозяек "без комплексов" воспринимать третьесортность того рода бытия, на которое они обречены. В конце недели на зрителя опрокидывают салатницу с перебродившими старыми ананасами, замоченными в поддельном шампанском, — называется, кажется, "Весна". Развлекательно-привлекательное лицо конферансье приманивает к экрану женщин. Вокруг лица носятся, прыгают, скачут всем надоевшие и беззвестные, но не более одаренные персонажи.
Провал кинопоказа стал системным, после того как прошел нашумевший сериал "Есенин" и неожиданный на нашем ТВ стоуновский "Александр". Впрочем, если учесть насколь плоско, порой лживо был выведен Сергей Александрович и пропагандистскую, милую колонизаторам из США (и телевизионным секс-меньшинствам) трактовку Македонского — телесобытия эти вполне объяснимы. Необъяснимо другое: как, обладая столь мощными финансовыми ресурсами, можно снимать сериалы, подобные "Диверсанту", жалкому новодельному "Золотому теленку", бредово-фальшивым, но почему-то обласканным министром обороны "Грозовым воротам" или свежеиспеченному "Александровскому саду".
Последнее творение — детище Пиманова, ведущего, кстати, на канале скучнейшую и такую же конформную, как и все остальные, передачу "Человек и закон" . Достаточно вспомнить, как там клеймили писателя Лимонова, тогда сидевшего в тюрьме (неэтично как-то, правда?). Если судить по работам последних лет, Пиманов — тележурналист, помешавшийся на кремлевской тематике: вожди, "тайны" и т.п. В "Александровском саду" он и сценарист, и режиссер, и продюсер одновременно. Снято при участии ФСО, то есть спецслужбы, отвечающей, в частности, за безопасность Кремля. Но то, что довелось увидеть, очень напомнило некогда популярные среди детворы телефильмы "Кортик" и "Бронзовая птица", накрученные по повестям тогда еще суперсоветского (позднее антисталиниста) Рыбакова. Если быть точнее, нынешние "похождения в саду", куда в соответствии с модой привнесены вожди, "тайны" и т.п. (то есть бриллианты и личная жизнь кремлевцев) — ухудшенный вариант былых приключений для детско-юношеского возраста. Кроме того, что цареубийца Свердлов действильно награбил много драгоценностей, исторически полезных сведений в ленте нет. Зато много всякой несусветицы и фантомных, каких-то подростковых представлений о кремлевском поселении мрачных серьезных большевиков.
Но слишком серьезно к водевилю в антураже кремлевских стен относиться не стоит. Парни с ОРТ воспринимают свою деятельность как узковедомственную, или, как сейчас модно говорить, узкокорпоративную игру. Производство потешных сериалов, попутно удовлетворяющее чьи-то хобби, лишь ее часть. Как и пиар-продукции, выращиваемой на параллельном огороде. Речь о неистовой торговле коммерческой продукцией с помощью общенационального, финансируемого государством телевидения. В насущности "Дневного", а потом и "Ночного дозора", лавиной промороликов, "новостями" были убеждаемы все, кто может ходить.
Меж тем информация о стране, о мире, тем более о "ближнем зарубежье", нулевая, никакая. Собственные корреспонденты Первого, работающие в странах СНГ, как правило, представлют "титульную" нацию. То есть отражают в своих репортажах местную и не просто местную, а узконационалистическую, узкоклановую точку зрения. Потому-то мы и видим сюжеты, прославляющие "оранжевую революцию" или "революцию роз", и совсем не видим пророссийских политиков, пророссийское большинство населения этих республик.
Очевидно, что параметры работы телекомпании, получившей от власти "ярлык на вещание", совершенно не соответствуют ни ее потенциалу, ни ее назначению. Первый телевизионный русский канал, исходя из своей природы и технических возможностей, должен задавать русло информационных потоков, идеологии. Быть не дойной коровой рекламщиков, а транслятором общих духовных ценностей, коммуникатором, "стягивателем" в единое поле территорий и народов. Сего, видимо, коррумпированной полуколонии не надобно. Она обходится Эрнстом.
1.0x