Авторский блог Елена Антонова 03:00 23 мая 2006

ГЕРОИКА БЕТХОВЕНА—ПЛЕТНЁВА

№21 (653) от 24 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Антонова
ГЕРОИКА БЕТХОВЕНА—ПЛЕТНЁВА

То, как сыграл Плетнев Вторую и Третью симфонии Бетховена на недавнем концерте в Оркестрионе, выразить нельзя. Музыка по самой своей природе многозначна. И чем она совершеннее, чем больше мыслей и страсти вложено в нее при сочинении и исполнении, тем больше чувств и ассоциаций вызывает она у слушателей, каждый раз заставляя звучать новые струны их души. Ограничусь поэтому теми мыслями, что возникли у меня при слушании этих переломных в творчестве Бетховена симфоний в исполнении Российского национального оркестра под управлением одного из самых выдающихся музыкантов современности.
Вторая симфония была закончена Бетховеном летом 1802 года в Гейлигенштадте, деревушке под Веной, куда он уехал сразу после издания Сонаты №14, впоследствии названной "Лунной", по рекомендации врача, дабы пожить в тишине и поберечь слух, его силу и гордость, неумолимо ухудшавшийся в течение шести последних лет. "Глухой музыкант!" — что может быть страшнее этого? Но ведь музыка не покинула его, наоборот, он переполнен ею. Значит, его "музыка должна быть такой, чтобы самый несчастный человек, слушая ее, забывал о своей боли". И он пишет радостную, даже в чем-то необузданную Вторую симфонию. В ней духовые инструменты берут реванш над струнными. В ней есть и песнь любви, и победный марш: "Я возьму свою судьбу за горло. Не позволю, чтобы она победила меня". Третья часть и вовсе новаторская. Это — не менуэт, а скерцо — шутка. И Бетховен позволяет музыке шутить и смеяться, как это делают только простые и здоровые люди. Финал Второй — олицетворенная радость жизни, когда она во всем: в солнце, в работе, в осознании своей силы. Эта умышленно радостная симфония в интерпретации Плетнева не грешит ни нарочитым громом, ни сверхнапором, ни иной какой чрезмерностью исполнения, за что не жаловали, а то и сбегали из зала ее современники. Она — гармонична и светла, а еще — весела и озорна. И, думается, это и есть ее подлинное лицо.
Третья симфония, начало которой было положено той же осенью 1802 года, совсем иная. Жизнь в деревне, в тишине не улучшила слуха. Низкие тоны Бетховен еще слышит, а вот высокие явно ускользают от него. Он не хочет сдаваться, но "пусть свершится…. Даже высокое мужество, часто вдохновлявшее меня в прекрасные летние дни, угасло". Это — строки из его письма братьям, известного как Гейлигенштадтское завещание. Однако он не был бы Бетховеном, если бы тут же не добавил: "О провиденье! Дай мне хотя бы один час тихой радости!" И радость пришла. Радость творчества. По приезде в Вену он начинает сочинять музыку в честь республиканца, борца за свободу — Наполеона Бонапарта, который тоже сумел взять судьбу за глотку, побеждая там, где другие терпели поражения. Так же поступит и он, Бетховен. Он вольет в людей мужество, покажет путь, как жить и побеждать в условиях, казалось бы, невыносимых.
Первая часть — борьба героя за счастье, поединок с судьбой, взрыв страсти и энергии. Но у Плетнева это не адское напряжение всех сил, а желанная жажда действия, к которому зовет героика фанфары. Это ведь так естественно — действовать и бороться со злом, в каком бы обличье оно не возникало. Порыв, динамика, счастье борьбы героя органичны и потому воспламеняют людей, вызывают желание идти за ним. Герой сражен, но не потерпел поражения. Потому и печаль траурного марша второй части — голоса всеобщего горя, оплакивающего смерть героя, — в исполнении РНО кажется светлой, ибо вместе со скорбью утраты дает веру в торжество добра. Этот свет многократно усиливается идущей за ним музыкой скерцо, которая была сыграна так по-русски раскованно и привольно, что в воображении возникли картины жизни свободных людей на широких просторах нашей любимой страны. Финал симфонии — это радость победы, апофеоз жизни, счастье долгожданной свободы. И все это сыграно на одном дыхании, без нарочитой экзальтации, с той простотой, которая и есть сама красота. Хочу добавить. Если вам плохо, тоскливо, и жизнь начинает казаться кусочком шагреневой кожи, послушайте запись Третьей симфонии Бетховена в исполнении РНО под управлением Плетнева. Вам обязательно полегчает, и вы снова сможете продолжать бороться и славить жизнь, которая того стоит.
В конце партитуры Третьей Бетховен ставит дату "1804 год, апрель", а на чистом листе выводит: "Буонапарте". Луиджи ван Бетховен. Однако, после того, как Наполеон объявил себя императором, композитор со словами: "Этот — тоже обыкновенный человек!", с яростью разорвал посвящение, вместо которого написал: "Героическая симфония, сочиненная в прославление памяти Великого Человека". На вопрос о том, кто же этот Великий Человек, он ответил: "это любой, кто боролся и погиб за то, чтобы завтрашний день был свободнее и счастливее, чем сегодня". Симфония так и осталась самым любимым сочинением композитора.
31 мая в Оркестрионе Российский национальный оркестр под управлением Плетнева будет играть последний в этом сезоне концерт из цикла "Бетховенские академии Михаила Плетнева". Будут исполнены Шестая и Седьмая симфонии. Не упустите возможность услышать их живое исполнение.
1.0x