пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 09 марта 2025
Авторский блог Валентин Пруссаков 03:00 23 мая 2006

КАК ЖИВУТ АРМЯНЕ В ТУРЦИИ

№21 (653) от 24 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валентин Пруссаков
КАК ЖИВУТ АРМЯНЕ В ТУРЦИИ

Свыше четырех последних десятилетий Турция настойчиво стучится в европейскую дверь. Страстным стремлением вступить, во что бы то ни стало, в Европейский союз, охвачены большинство политических и общественных деятелей этой страны. Это стремление как бы отодвинуло все остальные проблемы турецкого государства /причем, весьма немалые!/ на задний, второстепенный план. Руководство ЕС, как известно, предъявляет к Турции многочисленные и разнообразные требования, в том числе и относительно прав человека и положения национальных меньшинств. Немало осуждающих разговоров и критических замечаний в адрес Анкары продолжают раздаваться, в частности, из-за нерешенности так называемого "армянского вопроса". Дело в том, что правительство Армении и влиятельная армянская диаспора добиваются того, чтобы Анкара признала "геноцид" армян, имевший место, по их мнению, в 1915 году, но турецкие власти упорно отказываются это сделать, ибо совсем иначе оценивают трагические события, происходившие свыше 90 лет тому назад (Справедливости ради надо заметить, что "чудовищное преступление против армян" было совершено во времена Османской империи, а нынешняя Турецкая республика возникла лишь в 1923 году и, следовательно, с юридической точки зрения, она не может и не должна нести ответственности за произошедшее в абсолютно ином, во всех отношениях, государстве).
Между тем примечателен и заслуживает внимания тот факт, что и сегодня в Турции, а точнее в Стамбуле, продолжает существовать армянская община, насчитывающая 60 тысяч человек. Как живут эти люди, и как к ним относятся теперешние турецкие власти? Побывав недавно во "втором Риме", показалось небезынтересным попытаться найти ответы на эти и некоторые другие вопросы.
Первым делом, разумеется, надлежало разыскать армянскую церковь, ибо жизнь любой национальной общины всегда тесно связана, прежде всего, с домом Божиим. В главной церкви армян Турции — церкви св. Марии, находящейся в старой части города, несмотря на Вербное воскресенье, было немноголюдно — всего человек тридцать. Шла служба, и мне не удалось ни с кем поговорить, но трудно было не отметить, что среди богомольцев почему-то оказалось несколько негров… Над церковью гордо развевался турецкий флаг.
На следующий день мне удалось посетить и армянскую школу, расположившуюся в нескольких минутах ходьбы от основного национального храма. Над ее зданием, разумеется, реял все тот же флаг, а в вестибюле посетителей встречал неизменный бюст основателя Турецкой республики Ататюрка, под которым обнаруживались его классические изречения: "Турок честен, трудолюбив, надежен" и "Какое счастье говорить: я — турок".
Когда я и бывшие со мной трое российских журналистов попросили директора школы — армянина по имени Синэйр Йлдиз, рассказать о руководимом им учебном заведении, он незамедлительно вызвал оказавшегося по случаю в соседней комнате турецкого инспектора из министерства образования, предоставившего нам следующую информацию: "Эта армянская школа существует с 1923 года. Большинство обязательных предметов в ней изучаются на турецком языке. Преподаются также армянский язык и армянская религия. Однако не преподаются ни национальная история, ни национальная культура. У школы нет никаких контактов ни с Арменией, ни с армянской диаспорой. Имеются и другие подобные школы, в которых учатся примерно 3-4 тысячи детей.
Армянские школы получают субсидии от государства и, помимо того, им помогают местные армянские фонды. Обучение — бесплатное. Зарплата учителей такая же, как и во всех школах Турции". Короче говоря, по-военному четко и ясно.
Провели нас и по школьному зданию, где было повсюду много Ататюрка и не слишком много детей, показавшихся мне чересчур тихими и как бы, уж извините, за жаргон — зашуганными. Впрочем, может быть, это все, конечно, лишь мое субъективное впечатление. В то же время, стоит заметить, что окна первого этажа школы находятся под защитой внушительной и крепкой железной сетки. Впоследствии мне удалось выяснить, что это не случайно: малолетние турецкие хулиганы иногда любят бросать в них как "камешки", так и излюбленное оружие пролетариата — булыжники. (В дни моего пребывания в Стамбуле местная англоязычная газета сообщила об избиении русской школьницы, которой прямо сказали: "Турция — мусульманская страна, и тебе, российская пташка, здесь нечего делать. Убирайся в свою Россию!". С чувством возмущения и негодования об этом "позорном инциденте" писали и другие турецкие СМИ, требовавшие строго наказать его зачинщиков). Что же касается оборудования различных классов, включая и компьютерный, то оно выглядело вполне по-современному и наверняка мало чем отличалось от того, что можно увидеть в других турецких школах.
Узнав, что в Стамбуле есть и армянская газета, захотелось, естественно, разыскать и ее редакцию. Хотя, прямо скажу, сделать это оказалось нелегко: армяне в Турции предпочитают не слишком афишировать свою деятельность, и тщетно будет искать на стенах домов какую-либо вывеску, свидетельствующую о местонахождении того или иного армянского учреждения. Редакция "Новой Мармара" предстала нашему взору как довольно запущенная пыльная квартира, забитая старыми газетами и книгами. Такими же немолодыми и уставшими /пыльными!/ выглядели ее сотрудники, а главный редактор, человек лет 60-ти, с большими печальными глазами, наполненными вселенской тоской и печалью, откровенно поведал нам: "Наша ежедневная газета выходит с 1940 года. Освещаются в ней все темы, но главное — культура… Миссия газеты — сохранение армянского языка. Тираж в настоящее время — две тысячи. Однако есть и свой сайт в Интернете. Газета живет за счет рекламных объявлений и, надо признаться, что ее финансовое положение постоянно ухудшается: люди умирают, уезжают в другие страны, читателей становится все меньше…" Обо всем ли может писать армянская газета, выходящая в Стамбуле? Какие темы считаются запретными? "Газета публикуется в Турции и, понятно, должна соблюдать определенные правила. Нам запрещено говорить обо всем том, что разделяет страну, нацию. В последнее время, тем не менее, стало больше свободы, меньше ограничений. Так, мы помещаем различные мнения о геноциде…". Можно ли говорить о полном равенстве армян с другими гражданами Турции? С какими ограничениями приходится им сталкиваться? "Есть у нас у нас армяне в большом бизнесе и выбранные в парламент… Но нам не дозволено работать в полиции, армии, быть принятыми на госслужбу. Определенная часть недвижимости и предприятий, захваченные у армян в 1939 году, отошли к казне. С 1974 года мы пытаемся через суды вернуть эту собственность, но пока, честно скажу, безуспешно…".
У армянской газеты в Стамбуле, по словам ее редактора, нет никаких связей ни с Арменией, ни с диаспорой. Иными словами, она, как и вся община, — крошечный островок в большом и не очень-то дружелюбном турецком окружении. О реальном положении армян в Турции красноречиво говорит, на мой взгляд, такая маленькая деталь: в Стамбуле — одном из величайших городов мира, где полно самых разнообразных национальных и экзотических ресторанов, до сих пор нет ни одного армянского ресторана. Нужны ли какие-либо комментарии? Сами догадываетесь: вопрос чисто риторический…
900-летняя история пребывания армян на турецкой земле, в которой были, между прочим, не только мрачные, но и светлые страницы, — ведь их называли когда-то "верными", и в Османской империи с ними обычно советовались при решении вопросов государственной важности, — вероятнее всего, все же подходит к концу. Однако также несомненно, что ныне неизбежно должны прокладываться добрососедские взаимоотношения двух суверенных и независимых стран: Армении и Турции. Для того, чтобы это случилось как можно скорее и успешнее, следует, очевидно, раз и навсегда прекратить никчемное и откровенно мазохистское копание в ранах прошлого, — независимо от того, какими глубокими, кровавыми и болезненными они не были бы, — и вместо этого сообща подумать о тех светлых перспективах, которые могут открыться перед армянским и турецким народами в результате плодотворного сотрудничества их государств в самых различных сферах жизнедеятельности.
1.0x