№20 (652) от 17 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Щукин
ПОЙМАЛ МЕДВЕДЯ
— Иван, я медведя поймал!
— Так тащи сюда!
— Не могу — он не пускает!
Когда президент Путин в прямом телеэфире после заявления о свободной конвертации национальной валюты с 1 июля 2006 года произнес, что Россия намерена и свои энергоресурсы продавать за рубли, я чуть было не упал со стула. Такое в современном глобальном рынке его хозяевами не прощается. Президент Ирака Саддам Хусейн успел только заявить о переходе на евро при расчетах по программе "Нефть в обмен на продовольствие" — и уже через три дня принимал у себя "Шок и трепет". Президента Венесуэлы Уго Чавеса пытались свергнуть дважды — и тоже "по нефтяным делам". Неужели Владимир Владимирович тоже решил присоединиться к антиамериканской и антидолларовой "оси зла"? Чем его перестали устраивать красивые бумажки с портретами президентов США? Чем его стали "напрягать" указания "вашингтонского обкома" — того же Дика Чейна, например? Зачем он заговорил о "товарище волке"? Неужели всё дело — в предстоящей встрече "большой восьмерки" (15-17 июля, Санкт-Петербург), где главным пунктом повестки дня будет, конечно, не энергетическая безопасность, а судьба самого Путина после 2008 года?
Похоже, речь идет именно об этом. Обвинения в "недемократичности путинского режима", идущие с Запада и поддержанные экс-премьером Михаилом Касьяновым, вполне коррелируют с демонстративным "антиамериканизмом" российского президента, создавая широкое поле для большой политической игры или большого политического торга — кому какое определение ближе.
Другое дело, что в нынешнем "постмодернистском" мире предложение сыграть в подобные игры равносильно объявлению войны в мире традиционном. С одним небольшим отличием. Игра становится войной, а та — снова превращается в невинную игру в зависимости от обстоятельств. Обстоятельства же сегодня таковы, что руководство Соединенных Штатов, спасая статус своего доллара как мировой валюты, загнали учетную ставку ФРС на заоблачную высоту 5% годовых — иными путями продолжать привлечение средств на американский рынок и компенсировать текущий платежный дефицит уже невозможно. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что Буш и команда "неоконсерваторов" решили плюнуть на американскую экономику и пройти по "большому имперскому кругу" до конца. Что усиливает вероятность еще одной "маленькой победоносной войны" Америки — скорее всего, против Ирана, но не обязательно против Ирана. Не случайно в своей речи Путин столько места уделил необходимости России противостоять "новым вызовам".
Впрочем, до "маленькой победоносной войны" явно вошедший в штопор самолет глобальной долларовой экономики может просто не долететь, а многие пилоты уже давно готовы катапультироваться с этой теряющей управление машины, сыграв на понижении "бакса" точно так же, как в 1929 году их предшественники играли на Великой Депрессии, а Джордж Сорос в 1992 году — на падении фунта стерлингов. Но экономические потрясения непременно влекут за собой потрясения военно-политические: передела сфер влияния "по новым силам" избежать не удавалось еще никому и никогда.
Да, путинская "властная вертикаль" во всех ее ипостасях является сегодня распорядителем достаточно серьезных финансовых средств: как государственных (золотовалютные резервы ЦБ + стабилизационный фонд), так и частных (олигархат, "старый" и "новый"). Их общая сумма оценивается приблизительно в 400 млрд. долл. Не бог весть что — особенно на фоне активов Китая, Японии, исламского мира и "европейских" денег, но и не настолько ничтожная сумма, чтоб ее можно было просто игнорировать — пусть даже большая часть этих средств надежно "законсервирована" в американской валюте и американских ценных бумагах.
Но сама логика событий делает нарастание конфликтного потенциала в российско-американских отношениях неизбежным: для Америки "объевшаяся" нефтедолларов Россия становится слишком неуправляемой, а для России падающая вниз Америка — слишком опасной, угрожающей лишить обитателей Кремля и прочих властных окрестностей РФ их кровных миллиардов и миллионов, нажитых воистину "непосильным трудом". Россия даже в ее современном геополитическом виде, урезанном до границ чуть ли не 1653 года, "не влезает" в глобальный долларовый рынок, а "покрошить" ее на более мелкие части, как это удалось в 1991 году, не хватает ни времени, ни сил. Хотя желание никуда не исчезло.
Поэтому и робкий "антиамериканизм" российского президента, проявленный им 10 мая, несмотря на свое вроде бы ситуационное происхождение (встреча G8 и "проблема-2008"), похоже, обречен на развитие и укрепление — хотя лично Владимиру Владимировичу хотелось бы подобного развития событий избежать. Но, если ты "поймал медведя", он, скорее всего, рано или поздно потащит тебя за собой.
1.0x