Авторский блог Руслан Бычков 03:00 9 мая 2006

АПОСТРОФ

№19 (651) от 10 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Руслан Бычков
АПОСТРОФ

Рене Нелли. Катары. Святые еретики. — М.: Вече, 2005. — 400с., ил. — Тайные общества, ордена и секты.
Сложно не согласиться с утверждением Р. Нелли, с которого он начинает свой труд: "Катаризм всё ещё плохо известен широкой публике. Однако он представляет собой во многих отношениях уникальное явление в западной истории". Вера катаров, или "ересь катаров", широко распространившаяся по Европе в XIII веке, от Прованса и Лангедока на юге Франции до славянских земель, вера, насильственно уничтоженная в ходе специально организованного папским Римом "альбигойского крестового похода", продолжает будоражить умы аргонавтов "Тайной Европы", пытающихся доискаться до истоков того искажения духовной судьбы Континента, приведших к нынешнему упадку, "закату Европы". Рене Нелли, очарованный "гением Лангедока" и верой катаров, основавший в Тулузе Институт окситанских исследований, до самой своей кончины в 1982 был неутомимым проповедником катаризма.
"Религия святой Любви", "апостольское христианство", "учение совершенных" — так называли веру катаров. Она, по мнению Нелли и сомысленных ему авторов, стала "одной из основ эзотерической культуры Европы, тайным ключом к поэзии трубадуров и почитанию Прекрасной Дамы"… Между собой катары называли друг друга христианами. Более того, "…катары объявляли себя последователями традиции более древней, более чистой и более близкой к учению апостолов, чем римская церковь, и требовали считать себя единственными христианами Святого Духа, ниспосланного им через Христа" (З.Ольденбург. "Костёр Монсегюра"). Действительно, Православию хорошо ведомы те многочисленные искажения и повреждения изначальной Христианской Традиции, что были допущены папством, "римской церковью". Тем самым взгляд Православия на то, что Рим квалифицирует как "ересь", должен определённо иметь свою специфику. В самом деле, нельзя отрицать наличия в катарской Церкви Любви ряда черт, симпатичных для Православия и напоминающих нам древлехристианское учение. С другой стороны, когда Р.Нелли провозглашает катаров первыми глашатаями "демократических ценностей современной западной цивилизации, в которой постепенно воплощаются все самые смелые мечтания катаров", то, хорошо зная подлинную цену этим самым "ценностям цивилизации", понимаешь, что у Рима в том давнем столкновении была своя правда. Неоднозначны также отношения катаров и с традицией трубадуров, труверов, миннезингеров, с "эзотерической культурой Европы". Как отмечает сам Р.Нелли, "катары и трубадуры жили бок о бок более двух веков в одних и тех же областях Окситании… Они принадлежали к одной и той же цивилизации, одному и тому же обществу… они имели одних и тех же покровителей. В замках Добрых людей и поэтов слушала одна и та же аудитория, состоявшая из баронов и благородных дам. Их концепции или идеологии, по сути, противоположные друг другу (выделено нами. — Р.Б.), имели несомненные сходные черты или скорее сходились в отдельных пунктах, например, в том, что касается проблемы брака". Весьма ценное замечание, ибо учение трубадуров представляет собой иную грань Традиции, куда ближе, нежели катаризм, примыкающую к изначальному Христианству. "Провансальское слово trobador представляет собой весьма интересную загадку как с точки зрения истории, так и с точки зрения герменевтики. Есть несколько мнений в отношении его этимологии. Вполне возможно, что изначально оно происходило от латинского слова tropator, то есть "составитель тропов" или мелодий, однако со временем оно было переведено на французский как trouvere, то есть "тот, кто находит" (очевидно, слова для стиха или мелодию)… Это слово имеет ещё один скрытый аспект… представляли собой подлинную европейскую элиту как в отношении происхождения, образования и воинской доблести, так и в отношении поэтического и музыкального таланта. Несомненно, это было высокое искусство, и притом исключительно "искусство закрытого аристократического общества". (В Германии это искусство было подхвачено доблестными и поэтическими рыцарями, которые становились последователями Minne (аналог amour courtois) и называли себя миннезингерами, "певцами любви")… Если вспомнить, что слово trobador отличается от слова trouvere последним слогом, который по-французски означает "золото", и перевести слово trobador не как "составитель тропов", а как "тот, кто нашёл золото" (troba-d'or), французский аналог этого термина становится более осмысленным, а связь трубадуров и тайных герметических орденов скорее очевидной. В свете этого положения вещей не составит никакого труда связать amour courtois или Minne, с той любовью, которая связывает Солнце и Луну алхимиков…" (Глеб Бутузов. "Алхимия и Традиция"). Именно трубадурам, как представителям подлинной европейской элиты, противникам папизма, сторонникам Империи и гибеллинам, удалось уловить ту роковую трещину в фундаменте храмины духовной Европы, которая, говоря словами Рене Генона, "является точкой истинного начала сугубо современного кризиса", "начала распада самого христианского мира" ("Кризис современного мира"). Сия метафизическая "трещина" проходит по линии противопоставления ROMA — AMOR. "Катары называли себя Церковью Любви, а самым расхожим противопоставлением у трубадуров было: AMOR — ROMA (Любовь — Рим)" (Р.Нелли). Папский Рим, прельстившийся соблазном мирской власти, восставший против гибеллинского принципа Священной Империи, проявил себя во времена начала распада Христианского мира как Церковь Войны. Быть Церковью Войны это не есть нечто "дурное", но в ситуации, когда Церковь Войны ополчается "крестовым походом" на Церковь Любви, она лишается тем самым чего-то высшего и сокровеннейшего в себе. "Крестовый поход" против Грааля — вообразимо ли что страшнее для Церкви, призванной к "единству духа в союзе мира" (Еф. 4, 3). Трагический разрыв между Церковью Войны и Церковью Любви, свершившийся на Западе, предопределил собой все последующие крушения духа и катастрофические инволюционные процессы в Европе.
1.0x