№19 (651) от 10 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Ефремов
ВЕРТОЛЕТ
"Парад-развод" на Красной площади. Наряженные в бутафорские картоны юноши — само сосредоточение — заняты шагистикой. Их сменяет конно-цирковая группа опереточных гвардейцев. Духоподъемный столичный сюжет открывает информационный блок Первого канала. Фигурным вышагиванием и хоровым пением гимна украшены экраны телевизоров и 9 Мая. Для полного ощущения русского Диснейленда не хватает огромных мультперсонажей, бегающих между трибунами, и барабанщиц в коротеньких юбочках.
Торжество предваряют дебаты вокруг итогов войны, в которой мы победили. Теперь те, кто был побежден и от ужаса содеянного долго не смел открывать рот, алчно и нагло требуют "вернуть" трофеи. Например, Бременскую коллекцию— набор рисунков, оказавшихся величайшим раритетом. Здесь у германцев есть верная прислуга. В "Воскресном вечере" на НТВ Савва Ямщиков сразился и с успехом победил одну из особей отряда энтузиастов скорейшей реституции. Мадам Гениева заведует Библиотекой иностранной литературы и гордится тем, что ее великовозрастная дочь "хочет поскорее забыть всё, связанное с этой войной". Подобная степень реституции и не снилась несчастным, занятым в профессии с однозвучным названием. Точный в репликах и честный в эмоциях, Ямщиков выявил в лице Гениевой такую степень распада, которую наше общество еще не скоро сможет изжить даже при самом благоприятном развитии событий.
По всем каналам поток тупых, бессмысленных фильмов, снятых новоделами якобы про войну. Понять, а тем более почувствовать титанизм победной эпохи и ее людей из плоских лилипутских сериалов, сентиментально-обывательских "Своих" и "Кукушек" невозможно. "Под ливнем пуль" — еще один свежий пример конъюнктурного телефильма. "Главный канал" под руководством Эрнста, видимо, взялся каждый год производить по единому шаблону "сериал-к-дню-победы". Под него, кстати, всегда можно получить и государственное финансирование. Шаблон определяет: во-первых, идиотизм, пародийность происходящего с героями, во-вторых, зверства "особистов — НКВД — режима" по отношению к своим же несчастным солдатам. Жуть тоталитаризма, одним словом. В прошлом сезоне были "Диверсанты", теперь вот продолжение.
Стыдно говорить, но единственной лентой, хоть как-то относящейся к людям Победы, оказалось лихое, затертое до дыр "Место встречи изменить нельзя" на НТВ, где Актер сыграл так почитаемого им фронтовика, пусть и в мирной жизни.
Не считать же адекватным программный изыск все того же Эрнста, проанонсированный громким, как грохот тележки дачника, каламбуром "9 Мая — 9 рота". Какое отношение имеет "рабочий" и отнюдь не выдающийся фильм Федора Бондарчука про Афганистан к Великой Отечественной, неизвестно. Наши начальники робко складывают в американский сундук сотни миллиардов, и который уж год правительство позорно не может выделить средства на современный фильм о Войне. Ну вот вам тогда, дорогие зрители, образ проспиртованного "афганца" Хохла да парочка хрестоматийных хохм из учебки. При этом "9 рота" имеет существенную ущербную черту — в ней нет центрального героя. Героя, страдающего, преодолевающего, а главное, побеждающего. Нет Личности победителя. И здесь не вина режиссера, мироощущение которого сложилось в безликие позднесоветские дни и во времена последующего распада.
Увы, не оправдал ожиданий и длиннейший документальный фильм Правдюка на ТВЦ "Вторая мировая. Русская версия". Ошибка, которую допустил автор, всё та же. Его скрупулезно-педантичное копание в частностях баталий несоразмерно мифу о Великой Войне. Дело в том, что она не может быть подвергнута стандартному анализу. Священная "Книга Войны" — это часть исторической библии нашего народа, так же, как "Книга Исход" — часть Ветхого Завета. Героизация, выделение сути, красоты жертвы и подвига — вот что здесь главное. Зрителю сейчас не нужно участливое изучение действий "союзников" или галереи портретов неординарных личностей со стороны врага. Тем более ему не нужны бесконечные ремарки об ошибках командования, о том, что "Жуков ошибся и не пошел в феврале на Берлин, тогда потери были бы меньше". Мы ведь знаем о потерях, знаем и о жестоких решениях. Но знание о них не для всеобщего обозрения, а тем более не для постылого самобичевания.
И Великая Отечественная для нас никакая не "Вторая мировая". Карликовым (в ее масштабе) африканским битвам англичан или итальянским успехам американцев в фильме отведено едва ли не столько же места, сколько боям за Сталинград. Так по всем эпизодам. Не хочу ставить Правдюка на одну доску с подонками, переписывающими учебники по истории, но он подошел к ним недопустимо близко. Потому и огромная проделанная работа останется в рамках еще одного частного и весьма спорного исследования, претендующего на объективную "голую правду". А ведь взгляд был заявлен русский. Русский здесь означает субъективно-победительный. Нытье и мелочные подсчеты, придирки и апелляции — всегда удел проигравших, чем они и были заняты все послевоенные годы. Поэтому и лента скорее в их субъективно-пораженческую копилку желчи и жажды реванша.
Впрочем, глядя на то, как трагедию армянского лайнера информационщики сделали единственной новостью многих дней, понимаешь, что если и есть где-то желание жить и побеждать, то уж точно не на нашем ТВ.
1.0x