№19 (651) от 10 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Анна Майер
«ЛЕТАЮЩИЕ ТЮРЬМЫ» ЦРУ
Уже несколько лет активисты на своих блогах и сайтах безуспешно пытались привлечь внимание общественности к вопиющим фактам нарушения прав человека со стороны американского разведывательного ведомства. Речь идет о так называемых "летающих тюрьмах ЦРУ" — частных коммерческих рейсах некоторых американских авиакомпаний, которые являются прикрытием для ЦРУ. Еще 23 октября 2001 года из аэропорта Карачи на одном таком "гражданском" самолете был вывезен пакистанский студент-микробиолог. В декабре того же года стало известно, что в Швеции подобным же образом был передан ЦРУ другой подозреваемый в террористической деятельности. Начиная с этого времени, активистами ведется архив фотографий подозрительных бортов.
И, вот наконец, сигнал к масштабной атаке на ЦРУ был дан! Начало громкому скандалу вокруг секретных тюрем положила статья Дайаны Прист, так кстати опубликованная в солидном американском издании "The Washington Post" 2 ноября 2005 г. Ссылаясь на высокопоставленные источники, автор сообщила о том, что почти четыре года назад ЦРУ приступило к созданию системы тайных тюрем по всему миру для допросов подозреваемых в терроризме.
И сразу как из рога изобилия посыпались версии и разоблачения. Источником данных послужили статьи и доклады правозащитных организаций "Human Rights Watch" и "Amnesty International".Подача сенсаций была почти безупречна.
После скандала с Абу-Грэйб тезис о существовании в Афганистане секретных тюрем ЦРУ не вызвал никакого сомнения ни у журналистов, ни у читателей. Тем более, что такая тюрьма или "черное место" (кстати, пока единственное обнаруженное на данный момент) было успешно найдено под Кабулом незадолго до публикации Дайаны Прист. А вот в нагрузку к этому бесспорному факту журналистами мгновенно были выдвинуты и растиражированы предположения о существовании таких учреждений на территории и других стран. Только в течение ноября месяца прошлого года были названы Киргызстан, Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Эстония, Марокко, Таиланд и некоторые другие. Основанием для таких обвинений послужило лишь то, что на их территории было зафиксировано появление подозрительных самолетов.
Затем, приглядевшись к спискам полетов подозрительных бортов, правозащитники из "Human Rights Watch" объявили миру, что Польша и Румыния также предоставляют США свои застенки для содержания террористов. Странно только, что аналогичная информация в венгерской газете "Nepszabadsag" о том, что самолеты ЦРУ регулярно курсируют через Венгрию, прошла мимо внимания правозащитников. Но все мы люди, в конце концов…
С некоторым запозданием поучаствовала в разгорающемся скандале и Турция, перехватив один из частных американских самолетов, совершавших рейс Баку—Амстердам, на борту которого обнаружились заключенные. Впоследствии скандал был почти замят: факт посадки самолета ЦРУ в турецком аэропорту был признан, но ее причиной были объявлены "технические неполадки". Азербайджан же поспешил официально объявить, что никаких секретных тюрем других стран на его территории нет.
Досталось от "Amnesty International" и Эстонии. На территории этой страны подозрительные самолеты были замечены аж целых 3 (!) раза. Правозащитники настойчиво предлагали эстонским властям немедленно затребовать от американской администрации и ЦРУ подробного отчета. Однако Эстония полностью отрицает факт нахождения на своей территории каких-либо учреждений под эгидой ЦРУ.
Ряд европейских парламентов, включая большой Европарламент, создали специальные комиссии и начали расследование вопиющих нарушений законности на своей территории. Например, 6 декабря 2005 немецкий бундестаг постановил заслушать доклад министра иностранных дел г-на Штанмайера о тайных контактах правительства Герхарда Шредера с ЦРУ.
8 января 2006 года происходит утечка информации из швейцарских спецслужб, и в деле начинает фигурировать Украина. Оскандаленное правительство оправдывается, спецслужбы отмалчиваются, швейцарцы назначают расследование инцидента и... отстраняются от дальнейшего распространения этой информации, Украина обвиняет во лжи российских журналистов, военные чины обеих стран уверяют, что никаких "черных мест" на территории Украины нет и быть не может.
В общем все вроде как при деле. Новоевропейские страны ищут застенки на своих территориях, европейские комиссары грозят им санкциями, староевропейские страны размышляют о демократии и "двойных стандартах", а азиатские правители пожимают плечами: "Вода дала, вода взяла". Журналисты перепечатывают сенсации, а спецслужбы продолжают летать своими самолетами.
И только 4 апреля 2006 года "Amnesty International" опубликовала подробный и обстоятельный доклад о полетах всего 4 (!) самолетов ЦРУ с бортовыми номерами N379P-N581GA-N8068V-N44982, N313P-N4476S, N829MG-N259SK, N85VM-N227SV. В дополнение к этим данным легко можно привести еще несколько бортовых номеров, на которые указывается на сайтах активистов: N505LL, N221SG, N6161Q, а полный список содержит более 20 бортов, которые "Amnesty International"почему-то проигнорировала. А может, просто не успела, сильно спешила заявить?
И тут начинаются вопросы… Если посмотреть свежим взглядом, то возникает странное чувство, что секретные тюрьмы в большинстве своем все-таки расположены в Германии и Великобритании. Это если судить лишь по количеству посадок подозрительных самолетов ЦРУ на их территории. Причем почти с той же вероятностью, с которой находится лагерь в Гуантанамо на Кубе. Но и тут "Amnesty International" немного слукавила, выдвинув на первое место именно Германию, поскольку беглый взгляд на полный полетный список, например, борта N313P Boeing 737 показывает, что лидером в этом списке должен бы быть суммарный список американских аэропортов. Например, словосочетание "Dulles, Washington DC, USA" встречается списке аж 177 раз. Так может, главная тюрьма тут, спросите вы?
Скорее всего, ответом будет: "Нет", потому что полетов много, а потерявшихся узников правозащитники насчитали пока около ста. Таким образом, вся шумиха с секретными тюрьмами с этой точки зрения выглядит скорее как дымовая завеса, которая что-то призвана скрыть или спровоцировать. Попробуем же разобраться в этой истории и начнем не со столь любезно навязываемых всем нам восточноевропейских стран, а рассмотрим, например, один из маршрутов борта N313P 20 — 23 ноября 2003 года по маршруту "Германия — Кабул — США" с точки зрения сложившейся с начала ХХI века политической ситуации.
Началом новой эры в международной политике можно с уверенностью назвать трагедию 11 сентября 2001 года. Потрясающий по своему замыслу, подготовке и воплощению террористический акт открыл новую эпоху: на смену борьбе с тоталитарными коммунистическими режимами пришли войны с терроризмом. Шокированные беспрецедентностью и наглостью этой операции, практически все государства объединились в едином порыве остановить это безобразие раз и навсегда.
Первой целью были объявлены Афганистан и правительство талибов. Создание антитеррористической коалиции заняло считанные месяцы — срок просто фантастический для неповоротливых западных демократий. Именно в этот период были нарушены все традиции прошлого века: на территории бывшего СССР появились базы НАТО, Россия и Украина предоставили свое воздушное пространство для транспортировки вооружений и персонала США и т.д.
Взаимодействие в процессе афганской военной кампании развивалось. Ключевую роль в этом взаимодействии играла Германия. Военное участие Германии в возглавляемой США антитеррористической операции "Несокрушимая свобода" ("Enduring Freedom") против талибов и "Аль-Каиды" (с ноября 2001 г.) и ведущая роль контингента ФРГ в составе сил ISAF означали, что объектом бундесвера окончательно стал весь мир. Комплектование ISAF началось в декабре 2001 года по резолюции Совета Безопасности ООН. Тогда же бундестаг дал добро на участие германских вооруженных сил в миссии в Кабуле. Снабжение немецкого контингента осуществляется через военно-воздушную базу в узбекском Термезе, откуда самолеты "Трансалль" регулярно летают в Кабул, а также на базы в Кундуз и Файзабад.
Фактически до начала 2003 года все взаимодействие в рамках антитеррористической операции в Афганистане происходило на уровне двухсторонних договоренностей и волевых решений исполнительной власти, что вполне укладывалась в "законы военного времени". Но такая ситуация не могла быть вечной. Первый шок прошел, и участники столь неожиданного альянса стали пожинать плоды поспешных решений и пытаться подвести под столь причудливое сочетание хоть какую-то юридическую базу. Если сочетание США—Германия прекрасно вписывалось в рамки структуры НАТО, то столь плотное взаимодействие с республиками бывшего СССР просто никуда не укладывалось.
И тут главный вдохновитель войны с терроризмом сделал существенную ошибку, переоценив свои силы на международном поле. Иракская военная кампания разрушила лихорадочную идиллию своим вопиющим несоответствием задачам сложившейся антитеррористической коалиции. Администрация Буша не учла, что психологическая обработка общественного мнения через средства массовой информации не равна по своей убедительности трагедии WTC. И теплое сотрудничество дало существенную трещину.
2003 год становится годом соглашений и размежеваний. США и ЕС подписали соглашение об облегчении условий транзита (что само по себе странно, и как обходились раньше?). Две ведущие силы ЕС Германия и Франция выступили инициаторами создания независимых европейских вооруженных сил. Происходит окончательный раздел воздушных коридоров: Украина — Грузия — Азербайджан и далее открыт по-прежнему для США, бундесверу же (а немного позднее и Франции) в полное пользование достается весь транзит в Среднюю Азию через территорию России. 27 октября 2004 года Государственная дума ратифицировала действующее с октября 2003 года двустороннее российско-германское соглашение о транзите военнослужащих и военной техники бундесвера через территорию России. Таким образом, Германия практически стала военным партнером России, да и протокол о намерении проложить по дну Балтийского моря газопровод тоже относится к этому периоду. В любом случае тесное сотрудничество развивается и крепнет, чего нельзя сказать про российско-американские отношения.
При таком развитии событий повышенный интерес ЦРУ к Германии начинает выглядеть вполне естественно. Но гадать о том, что происходит за кулисами спецслужб, — занятие неблагодарное, поэтому вернемся к "летающим тюрьмам". Всего насчитано от 800 до 1000 подозрительных появлений самолетов ЦРУ в разных странах мира. При этом вероятная цифра перевозимых тайных заключенных — всего сто человек. Стоит учитывать, что не все рейсы названных выше бортов были зафиксированы, и их, вероятно, несколько больше. Ясно, что перевозка заключенных, — не единственная функция так называемых "летающих тюрем", просто наиболее вопиющая.
Но вернемся к ратифицированному в октябре 2004 года соглашению о военном транзите. На рассмотрение Государственной думы это соглашение было передано спустя год после того, как оно стало реально работать. Причина задержки заключалась в том, что исполнительной власти надо было посмотреть, насколько стороны будут успешно взаимодействовать в его рамках. А вот причина, которая вынудила исполнительные власти обнародовать текст этого соглашения, заключалась в том, что согласно его положениям военнослужащим бундесвера предоставлялся так называемый "функциональный иммунитет" на территории РФ. Это означает, что самолеты, транспортирующие германских военнослужащих, освобождаются от досмотра и проверки российскими властями. Они могут следовать по воздушному коридору без обязательной транзитной посадки. Что касается военных грузов, то соглашением предписаны обязательная промежуточная посадка и досмотр грузов. Транзитным аэропортом для военных транспортников бундесвера был назначен аэропорт... Ростова-на-Дону, так проще (подальше от чужих глаз) и ближе (все-таки гораздо южнее, чем Москва). Забавно, что поиск транзитных самолетов НАТО в Ростове-на-Дону не дает никаких результатов. Рейтинг упоминаний этого аэропорта в прессе минимальный. На присутствие Германии в Ростове-на-Дону указывает лишь тот факт, что в апреле 2004 года "Lufhanza" открыла там свое одинокое представительство, к которому чуть позже присоединилась только "Austrian".
Кроме того, Германия по этому соглашению имеет право воспользоваться воздушным коридором и для перевозки военной техники и военнослужащих третьих стран, партнеров по НАТО, на которых право "функционального иммунитета" не распространяется. Всю эту информацию можно получить, прочитав стенограмму заседания Государственной думы от 27 октября 2004 года.
Неожиданное и несколько демонстративное сближение России и Германии на почве неприятия иракской военной кампании привело в итоге к подписанию двустороннего соглашения о транзите в октябре 2003 года. Предприятие устроило всех, и уже в августе того же года о подписании такого же соглашения запросила Франция. У правительства России не нашлось никаких возражений, и оно было подписано незадолго до ратификации российско-немецкого.
А дальше начинается самое интересное… Уже в ноябре того же года США выразили свою заинтересованность в подписании аналогичного соглашения. А 31 января 2005 года президент Путин подтвердил, что такое соглашение подписано. Вот такая нехитрая комбинация с маленьким антиамериканским бунтом. В прессе эти события практически не отразились, а у американских военнослужащих появился "функциональный иммунитет" на территории РФ.
Какая же связь с "летающими тюрьмами ЦРУ" всех этих событий? Вернемся к полетному списку борта N313P. В течение 2003 года он совершил несколько рейсов, которые можно с определенной долей уверенности отнести к интересующей нас теме. В основном это были перелеты из США во Франкфурт (Германия), и далее в Пакистан, Марокко, Афганистан, некоторые страны Ближнего Востока. Известные маршруты этого Боинга проходят несколько в стороне от территории России.
Но... 14 ноября 2003 года борт N313P прибывает в Москву. А ведь не прошло и месяца после подписания двустороннего российско-немецкого соглашения о военном транзите. Трудно сказать, какова была цель посадки, поскольку в полетном списке существуют пробелы. Неизвестны ни пункт назначения, куда затем вылетел самолет, ни дата вылета. И только 20 ноября борт N313P обнаруживается в Марокко, откуда вылетает во Франкфурт. А в январе 2004 года именно этот борт участвует в транспортировке немецкого гражданина Халеда Масри, похищенного в Македонии, сначала в Багдад, а потом в Кабул…
В этом свете список стран, обвиненных в пособничестве "летающим тюрьмам", становится еще интереснее. А мутная волна "шпионско-ядерных" скандалов в Германии, инициируемая американской стороной, приобретает все большее сходство с массированной кампанией давления на определенные структуры и/или страны. Пока цепочка обрывается у границ России, но кто знает, не найдется ли и там пары-тройки застенков ЦРУ, куда "летающие тюрьмы" завозили предполагаемых террористов по дороге из Кабула? Причем именно в тот момент, когда это будет наиболее важно для США и критически неудобно для России — например, во время думских или президентских выборов? Тем более, что существование таких тюрем на территории других стран уже признано вашингтонской администрацией.
Но это все цветочки, ягодки нас всех, видимо, ожидают, впереди! Вот, например, в прошедшей незамеченной статье "Sunday Times" 19 февраля 2006 года появились любопытные подробности про разнообразные марки самолетов. Дело ведь в том, что пока весь огонь был направлен на выявление самолетов только ЦРУ, а ведь в деле уже замешано не только ЦРУ, а и, например, министерство обороны США. Вкратце суть в том, что некий Learjet 35, принадлежащий военному ведомству США под номером 99999E, вылетел 11 декабря 2004 года в аэропорт Тузла (Босния и Герцеговина), а прибыл уже с новым бортовым номером 40112E, но все с тем же статусом гражданской государственной дипломатической миссии. Пока он находился на взлетном поле, неподалеку на борт некоторого загадочного Ил-76 (бортовой номер и принадлежность которого вполне могут высплыть со временем) перегружалось 45 тонн оружия и амуниции, закупленных в Боснии. Затем Ил-76 вылетел в Руанду, пересекая воздушное пространство Италии, а Learjet 35 отбыл через 55 минут в неизвестном направлении. Напомню, что поставка оружия в Руанду нарушает резолюцию ООН и запрет Европейского Союза на подобные поставки.
Такие вот маленькие неприметные шалости. А сколько их еще может всплыть, если направить свое внимание не на то, что подсовывают правозащитники, а чуть-чуть в сторону?
Ну что ж, летим дальше на Восток, следующая остановка — Афганистан...
В Афганистане уже четвертый год идет война. В западной прессе ее часто называют "забытой войной". События на Ближнем Востоке, иракская кампания, отсутствие серьезных успехов в деле поимки главного террориста планеты Усамы бен Ладена — все это вместе привело к тому, что фокус внимания далеко ушел от событий в этом регионе.
Вернемся, однако, к "летающим тюрьмам". С 2004 года директором департамента ЦРУ по проведению секретных операций, другими словами, "шефом шпионов", становится Хосе Родригес (Jose Rodriguez), до этого работавший в подразделении ведомства в Латинской и Южной Америке. В частности, это означает, что таинственные перелеты по всему миру находятся теперь в руках решительного человека с богатым опытом организации латиноамериканских революций. Этот факт нам может быть интересен двумя моментами. ЦРУ в странах Южной и Латинской Америки называют "Агентство по импорту кокаина" (Cocaine Import Agency) в связи с серьезными подозрениями о не совсем легальном финансировании. (Впрочем для ЦРУ это не впервой — может, вспомнить Вьетнам или дело "Иран-контрас", например.) А второй момент, это то, что сам Родригес в 1997 году был уличен в скрытии фактов по делу одного из своих друзей, который обвинялся в распространении наркотиков, что свидетельствует о прежней значительной вовлеченности ЦРУ в "кокаиновый" бизнес.
Другой любопытный факт, указывающий на связь "летающих тюрем" и нелегального наркотрафика, встречается на австрийском сайте. 21 января 2003 года Lockheed Hercules (борт N8183J), принадлежащий флоридской компании "Tepper Aviation Inc", нарушил воздушное пространство Австрии на пути в Баку (Азербайджан).
История компании, которой принадлежит самолет, дает повод для размышлений. Например, 27 ноября 1989 года в Анголе по дороге из Папуа -Новая Гвинея потерпел крушение один из ее самолетов, причем перевозил он оружие для организации UNITA. В феврале 1998 супруга одного из пилотов компании была свидетельницей на слушаниях по делу о транспортировке наркотиков.
Еще одно мнение, наводящее на вопросы финансирования, изложено на той странице, где находится полный полетный список борта N313P. Нынешний глава ЦРУ Портер Госс (Porter J. Goss) в этой публикации прямо связывается с грязным бизнесом. Брат г-на Госса, проживающий в Швейцарии и владеющий некоторой фирмой, имеющей отношение к миссионерскому христианскому движению, оказался замешан в странных историях. В частности, "христианская" авиация оказалась тесно связана с ветеранами латиноамериканских революций в 80-х гг. прошлого века. Источники же в самом Афганистане сообщают, что самолеты этой калифорнийско-женевской компании совершают слишком много внутренних рейсов, курсируя от одной маковой плантации к другой.
Это возвращает нас к личности нынешнего главного "шпионского шефа" Хосе Родригесу, чье появление на посту исполнительного директора ЦРУ в 2004 году было не лишено некоторой эффектности. Есть вполне высокая вероятность, что в последние годы опыт неформального (читай, нелегального) финансирования латиноамериканского подразделения ЦРУ активно внедряется в Европе и Азии.
Любопытно и поведение директоров ЦРУ (настоящего и бывших) в последние месяцы. Судите сами. Бывший директор ЦРУ адмирал Стэнсфилд Тернер в конце ноября 2005 года подтвердил информацию о "летающих тюрьмах". Нынешний директор ЦРУ Портер Госс совершил в декабре прошлого года вояж по некоторым точкам пути США—Германия—Кабул. В частности, он посетил Украину и Казахстан. В обеих странах провел ряд встреч с высокопоставленными лицами, включая президентов. Бывший директор ЦРУ Джордж Тенет объявил в январе этого года, что напишет книгу о своей борьбе против терроризма. Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси примерно в это же время настойчиво порекомендовал США снова вернуть свое внимание к Латинской Америке.
Впрочем, о спецслужбах всего не узнаешь, на то они и спецслужбы. И все приведенные мнения содержат в себе не так уж и много фактов. Но тот факт, что экспорт наркотиков из Афганистана постоянно растет, а за годы американской оккупации вырос в 50 раз, не отменишь. А появление в небе Европы, России, других стран Старого Света недосматриваемых таинственных самолетов, на которых под предлогом борьбы с терроризмом умудряются возить и пытать людей в нарушение всех мыслимых конвенций и соглашений, может оказаться всего лишь очередным каналом для перевозки афганского опия, используемого ЦРУ, в том числе (о собственном кармане засекреченные дяди, наверное, тоже не забывают) для неформального финансирования своих тайных операций.
Публикуется в сокращении. Полный текст материала размещен
1.0x