№18 (650) от 03 мая 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Юсев
МЕДИА-ЕРЕСИ НАСТУПАЮТ
В российский прокат вышел фильм американского режиссера Абеля Феррары, впервые удостоившегося такой чести за 35-летнюю карьеру. Среди его пестрой фильмографии, включающей в себя два эпизода "Полиция Майами. Отдел нравов", есть и отличная вещь — "Плохой лейтенант" с Харви Кейтелем, о кокаинисте-полицейском, ведущем крайне недостойный образ жизни для своего положения.
Новый фильм Феррары "Мария" содержит в себе несколько иногда пересекающихся сюжетных линий. В одной из них начинающий режиссер снимает кино а-ля "Последнее искушение Христа", где подвергает сомнению статус Марии в Святом Писании. Это перемежается с кадрами христианской телевизионной передачи, в которой говорится о находке в 1945 году среди кумранских текстов так называемого Евангелия от Марии. Чернокожий ведущий этой передачи в исполнении Фореста Уайтекера ("Пес-Призрак: Путь самурая" Джармуша) сам в бога почти не верит, но когда его белая жена-красавица преждевременно рожает, то обращается к нему в своих молитвах. В своих попытках раскаяться он созванивается с исполнительницей роли Марии (Жюльет Бинош), которая так прониклась верой в процессе съемок, что осталась в Иерусалиме.
Удивляет, что фильм с подобным содержанием взял вторую по значимости награду на Венецианском кинофестивале. Этот фестиваль обычно выделяет среди прочих фильмов те, в которых присутствует христианская идея, пусть даже и не облаченная в конфессиональные наряды. Так было с "Возвращением" Звягинцева. И то, что фестивальная общественность отметила разрушительную идею фильма как достойную внимания, просто огорчает.
Мария Магдалена, согласно Евангелию, есть раскаявшаяся грешница. И вот спустя две тысячи лет от Рождества Христова нам преподносят очередную не новую еретическую идею о том, что Мария была женой Христа. Небывалой на книжном рынке рекламой пользуется роман Дэна Брауна "Код да Винчи", подрывающий христианские устои. Интересно, что агрессивная реклама была навязана населению за несколько месяцев до появления книги. Хоть и ее выпустил гигант "АСТ", у него никогда не было таких ресурсов в рекламе, да и абсурдно рекламировать книгу, которая еще не напечатана. Говорю как человек, знающий книжный рынок. Тут же появилась масса псевдо-Браунов, муссирующих подобные идеи, доказывающих, что если не все описанное в романе правда, то хотя бы часть. Духовное разложение является неотъемлемой частью глобализационного процесса, поглощающего культуры. Утрируя, можно предположить, что подобным способом можно с помощью современных СМИ разрекламировать и навязать людям новую занимательную книгу о том, что Христос-инопланетянин. Прости, Господи, "повисел" и вернулся к своим. "Коды да Винчи" не от Винчи, а от тех, кто ставит своей задачей разрушение христианского начала в человеке. Подозреваю, что среди всевозможных тысячелетних ересей выбрали самую правдоподоб- ную и легко поддающуюся забросу в массы. Попробуй после такого романа попытаться что-то объяснить подростку, прочитавшему его. Обычное НЛП.
Такие фильмы, как "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе, тоже ставили собой задачу подвержения сомнению христианства как религии путем интерпретации Иисуса как обычного человека. И это тоже основывалось на древней как мир ереси. Даже если завтра выяснится, что в Евангелии было "что-то" не так (хотя, как оно может выясниться спустя две тысячи лет без помощи "доброжелателей"?), то это "что-то" не должно ничего менять. Есть христианская цивилизация. И если постоянно вынимать из ее фундамента камни, всё может окончательно рухнуть.
"Мария" не ставит собой брауновской задачи. Марию пытаются всего лишь представить равной апостолам на основании того, что ей первой явился Иисус после Воскресения. Гендерная корректность — раз уж есть двенадцать апостолов, то почему бы хотя бы одну женщину нельзя в них зачислить? Если уж не жена она была Иисусу, мы же не Брауны, признайте уж за ней достойный уважения равноапостольный статус. Ошибка общества в том, что нельзя отходить от догматов в угоду современной ситуации. Признаем Марию тринадцатым апостолом, и замажем все фрески и некорректные фрагменты в иконах. Это как-то может усилить веру в Бога? А что дальше?
В фильме покой мирно молящихся перед трапезой иудеев нарушает взрыв. На другом конце земного шара ребенок в искусственной камере чувствует этот взрыв и плачет. Никак беззащитность нарождающегося перед терроризмом… А как же те дети, которые внутри стены чувствуют своим телом настоящие разрывы бомб? Их запускателей террористами не назовут — политика оккупационного государства.
Рецептов от всей этой медиаереси нет. В таком открытом любой западной пропаганде обществе, как наше, их быть не может. Остается ими переболеть, как прививаемой оспой.
1.0x