№17 (649) от 26 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Яшин
АПОСТРОФ
Акунов Вольфганг. Божьи дворяне. Очерки орденской традиции в Христианстве. — СПб.: Опричное Братство Св. Преп. Иосифа Волоцкого, 2006. — 238 с. — (Библиотека журнала "Европеецъ". Вып. 2).
Всё громче и громче заявляет о себе гинекократия, с её теплотным притяжением почвы, стремлением к чисто биологической пролонгации, растворением личности в родовой стихии. Не сбывается ли предреченное в Откровении? "И жена бе облечена в порфиру и червленицу, и позлащена златом и камением драгим и бисером, имущи чашу злату в руце своей полну мерзости и скверн любодеяния ея" (Откр.: 17; 4). Для тех же, кому действительно ощутим смрад мира сего, очевидно, что не женоподобное, лунарное ордынство, но мужественное, солнечное, орденское начало неизбежно должно стать основой русского будущего.
Чаем, понять сие нашим соотечественникам поможет книга Вольфганга Акунова. Отметим, что само Христианство изначально имело Орденский характер, коий был заложен в нём Самим Жертвенным Богочеловеком через святых апостолов. Сей Орден благовестников был представителем Церкви Воинствующей, ибо апостолы были вооружены не только силой крещения Духом Святым, но и оружием вполне земного происхождения. "Рече же им: но нынче иже имать влагалище, да возьмет, такоже и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою и купит нож" (Лук.: 22; 36). Духовно-военные Ордены, объединяющие рыцарей-бессребреников, по существу, воплощали предначертанное нашим Спасителем. Форпостами стояли их замки, охраняя христианское наследие. Не случайно Св. Бернар в труде "О похвале новому рыцарству" сравнивал Орден с чудом, произошедшим со изволения Господнего.
Книга В.Акунова чрезвычайно насыщена историческими фактами, свободными от всяческих мистификаций. Так, глава, посвящённая Ордену тамплиеров, своей научной объективностью резко отличается от фантазий Луи Шарпантье ("Тайны тамплиеров") или скрытой ереси В.Смирнова ("Воскресение тамплиеров"). Крайне любопытны свидетельства автора о Тевтонском Ордене.
В.Акунов указывает на то, что "четвёртый по счёту магистр (гохмейстер) Тевтонского Ордена, Герман фон Зальца, сыграл решающую роль в его развитии. Он был доверенным лицом, советником и другом Фридриха II Гогенштауфена, буквально осыпавшего его самого и находившийся под его руководством Орден всяческими милостями и привилегиями".
По сути, фон Зальца был магистром-гибеллином. Именно по его совету отвергнутый клириками император увенчал себя короной Иерусалима, вернув сей град Христианскому миру. На сие указывает и замечательный немецкий историк Эрих Машке, подчёркивая, что "это означало прежде всего борьбу за императора, верным сподвижником которого Герман всегда являлся. Ибо, как явствовало из происхождения самого магистра и его Ордена, немецкого и по названию и по сути, они принадлежали к лагерю императора…"
Большое внимание автор уделяет Ордену Святого Иоанна Иерусалимского, знаменитому Мальтийскому Ордену. И не случайно. 7 ноября 1798 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание Великого Приорства Российского, на котором рыцари-мальтийцы, теснимые революционными инверторами, обратились к Государю Павлу I с просьбой взять их под свою защиту и провозгласили православного Государя Великим Магистром Ордена Св. Иоанна Иерусалимского. С Мальты в Гатчину были перенесены великие христианские святыни: часть древа Животворящего Креста Господня, Филермская икона Божьей Матери, десная рука Св. Иоанна Крестителя. Событие сие было увековечено Русской Православной Церковью празднованием 12(25) октября упомянутого события.
В.Акунов чётко обозначает внешнеполитический аспект "мальтийского проекта" Павла I. "Речь шла,— пишет автор,— о создании международной легитимистской Лиги, христианской, но внеконфессиональной, которая должна была противостоять революционному движению во Франции. Иными словами, Павел I хотел создать международную общехристианскую антимасонскую организацию... Павлу I был вынесен смертный приговор, который и был вскоре исполнен лицами, состоящими в одной из лож Санкт-Петербурга английского обряда".
Несмотря на то, что книга Вольфганга Акунова посвящена западноевропейской орденской традиции, она служит напоминанием, что и русским духовно-воинская орденская традиция более чем близка. Так, опричники Грозного Государя, "Тайная Антисоциалистическая Лига" ХIХ века или черносотенные организации носили типично орденский характер.
Книгу В.Акунова открывает статья опричного философа Романа Бычкова "Орден Мелхиседека", в коей упоминается уникальный манускрипт, датированный ХIII—XIV вв., известный как "Апокалипсис Тевтонского Ордена". На одной из миниатюр сего кодекса изображено воинство, выступающее во главе с Последним Императором на битву с нечестивыми народами Гог и Магог. "На миниатюре, — пишет Р.Бычков, — чётко просматривается символика Ордена и Священной Империи. Вымпел с орлом и императорский шлем с короной — атрибуты Императора, а чёрные кресты на белом фоне — символ Тевтонского (Немецкого) Ордена. Таким образом, здесь перед нами предстаёт некий мистический "топос", где пересекаются эсхатология русская с эсхатологией тевтонской и эсхатологией римской. Именование, более всего приличествующее апокалиптическому ордену, чьё воинство смотрит на нас как с миниатюр орденского "Тевтонского Апокалипсиса", так и с православной русской иконы (времени царствования Иоанна Грозного) "Церковь Воинствующая" — сие именование должно быть не "русский" или "немецкий" орден, но орден Мелхиседека".
1.0x