Авторский блог Василий Павлов 03:00 25 апреля 2006

«АЛМАЗНОЕ КОРМЛЕНИЕ»

№17 (649) от 26 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Еременко, Василий Павлов
«АЛМАЗНОЕ КОРМЛЕНИЕ»

Много лет акционерная компания АЛРОСА отличалась тем, что здесь никогда не было внутреннего противостояния. Как говорится, власть и народ в целом понимали друг друга.
Теперь этого нет. Руководство компании публично обвиняют в серьезных проступках, а в ответ — высокомерное молчание.
Последним "сборником" коллективных вопросов стало недавно опубликованное Открытое письмо Совета молодых специалистов АК АЛРОСА президенту компании Александру Ничипоруку. Его спрашивают о том, что беспокоит 60-тысячный коллектив. В частности, задают вопрос: "Как понимать ваше участие в нецелевом использовании финансовых ресурсов в размере 1,6 млрд. рублей, которое, по сути, является экономической диверсией против компании?"
Вместо ответа молодым специалистам стали угрожать, выяснять, кто стоит за этой публичной акцией. Возмущенные люди обратились в прокуратуру г. Мирного, она начала разбираться.
Но окружение президента не там ищет. Это все равно, что объяснять остановку часов-ходиков, гиря которых уперлась в пол, короткой длиной цепи. Не в цепи дело. Гиря до полу дошла. Ведь не зря же в Открытом письме прямо говорится: "Такого уровня недоверия и недовольства работников по отношению к высшему руководству компании еще никогда не было за всю ее 50-летнюю историю".
СКОЛЬКО СТОИТ ПОСТ ПРЕЗИДЕНТА?
В середине декабря 2004 года многие российские СМИ отметили тот факт, что в крупнейшей транснациональной компании АЛРОСА, второй в мире по добыче алмазов, сменился президент. Им стал 47-летний Александр Ничипорук, работавший здесь первым вице-президентом по финансам. При этом в большинстве изданий открыто писали, что он — человек министра финансов Алексея Кудрина, которого тот заранее внедрил в компанию. "Теперь федеральный центр, — сообщала одна из газет, — намерен поставить перед компанией цель: повысить прозрачность и укрепить финансовую дисциплину. Судя по всему, именно поэтому выбор правительства и пал на г-на Ничипорука как наиболее соответствующего поставленной задаче".
Насколько реклама совпала с реалиями, увидим чуть дальше. Сейчас — о бывшем президенте.
Владимир Калитин проработал в этой должности недолго, меньше трех лет. Находясь еще в силе — на момент смены ему было 57 лет, неплохо работавший до того в Якутии главным инженером компании, он оказался в Москве президентом слабым. Таких лучше всего характеризует фраза: "Куда я попал и где мои вещи?" Поэтому когда ему сделали предложение, он не смог отказаться. Предложение, если говорить прямо, — продать свою должность. Как сообщалось после этого в многочисленных публикациях, новый президент выплатил ему более 60 млн. руб. ( 2 млн. 160 тыс. долларов) — зарплату за 5 лет вперед и предоставил специально созданную должность — первого вице-президента по технической политике. " Если он уже получил деньги, зачем тогда еще работает? И еще зарплату получает?" — спрашивали Ничипорука в Открытом письме молодые специалисты.
Но эти "отступные", немыслимые для подавляющего большинства граждан страны, были малой долей возможностей, открывающихся перед новым руководством компании.
КОНИ В АЛМАЗАХ
Впрочем, возможности эти появились гораздо раньше. И Калитин им не мешал. "С 2002 года, когда председателем Наблюдательного совета АЛРОСА стал Кудрин, очень резко изменились взаимоотношения в компании. Начался период первоначального накопления капитала...". Это заявил в сентябре прошлого года в передаче "Момент истины" Гамлет Акопян, бывший начальник правового управления АК АЛРОСА.
Но когда Кудрин начал внедрять своих людей в руководство компании и они энергично стали отодвигать Калитина от президентов в зиц-председатели, Акопян был действующим. И начальником правового управления, и членом правления. Осенью 2003 года он попытался выяснить на заседании правления таинственную судьбу 1 млрд.643 млн. рублей, взятых компанией в кредит и тут же положенных в какой-то банк на депозит. Но никто ему, члену правления, без визы которого такие документы просто не имеют права на жизнь, ничего объяснять не стал. Тогда Акопян разузнал всё сам. Он ведь имел не только 12-летний опыт работы начальником правового управления. Более 13 лет прослужил в органах прокуратуры, в том числе следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры. Оказалось, сумма эта в два приема, с разницей в несколько дней, была получена в банке "Менатеп СПб" под 14 процентов годовых и почти вся положена в банк "Возрождение". Но уже под 2 процента. То есть люди, организовавшие сделку, были настолько странными финансистами, что вызывали изумление. Взять дорогой кредит и тут же с потерей превратить его в дешевый — нужна немалая смелость. Или большое желание поиметь выгоду. Ведь на этой операции АК АЛРОСА, по оценкам Акопяна, понесла убытков более чем на 5 млн. долларов!
А куда же пошли эти деньги? В заявлении на имя генерального прокурора России Владимира Устинова Г.Акопян написал: "Названные денежные средства из банка "Возрождение" были переданы пяти компаниям ( ООО "Автодорпоставка", ООО "Многофункциональные системы", ООО"МИР Консалтинг", ООО "Энергогруппа", ООО "Синист"), которые занимались скупкой земельных паев Московского конного завода №1 (МКЗ). Из сообщений средств массовой информация следует, что ими скуплено 905 га земли этого конезавода, стоимость одной сотки которой оценивается до 25 тысяч долларов".
Оторвемся на время от заявления Г.Акопяна и вернемся в период его неожиданных открытий. В то время, когда он изучал историю убыточно-прибыточного кредита, в арбитражный суд Москвы обратился владелец единственной акции АК АЛРОСА москвич Дмитрий Петров. Он потребовал признать недействительным договор компании с ее дочерней структурой — Инвестиционной группой АЛРОСА о предоставлении последней займа на сумму в 1 млрд. 470 млн. рублей под ничтожные 0,5% годовых, что было в десятки раз ниже ставки рефинансирования, установленной Центробанком. Мало того, чтобы дать почти полтора миллиарда рублей под полпроцента АК АЛРОСА сама взяла кредит под 12% годовых. Все в том же банке "Менатеп СПб". В результате такой акции алмазная компания, по подсчетам миноритария, понесла убытки в размере более 300 млн. рублей или 10 с лишним млн. долларов.
Вероятно, для того, чтобы сразу обозначить тщетность потуг этого миноритария самая либерально-коммерческая газета олигархов тут же предоставила слово участникам сделки. Разъясняя экономическим несмышленышам суть дела, гендиректор ИГ АЛРОСА Сергей Выборнов заявил: "Это же не банк, а компания, которая может давать деньги как и кому захочет". Вроде речь идет о личном кармане, а не государственном, поскольку компания по идее находится под контролем государства. Представитель АК АЛРОСА заявил еще определеннее: "Наезд преследует цель поставить под сомнение компетентность руководства АЛРОСА, в том числе главы ее Наблюдательного совета Алексея Кудрина".
Мы еще встретим эту странную "дочку" — ИГ АЛРОСА, которую от "мамы" отличает одна-единственная акция (у компании 50% плюс одна акция). А сейчас вернемся к Акопяну. Выявляя прошедшие мимо него договоры, начальник правового управления увидел, что такая откровенно невыгодная сделка далеко не единична. Размещая в "Возрождении" и некоторых других банках "странные" депозиты, АЛРОСА на его взгляд понесла убытков почти на 4,6 млрд. рублей. Юрист обвинил руководство компании в умышленном нанесении ущерба, в том числе государству, в особо крупных размерах.
Он обвинил, а его уволили. И Акопян стал биться на двух фронтах. За себя и державу. Будучи юристом опытным, за себя он бился в судах. За державу — в обращениях к государевым людям. В том самом заявлении на имя генерального прокурора он разъяснял комбинацию с алмазно-конным кредитом. Почему деньги были переданы именно перечисленным пяти обществам с ограниченной ответственностью? Потому что они в совокупности владеют более чем 21% Банка развития предпринимательства (БРТУ). Одновременно все 5 директоров ООО являются работниками этого банка. А председателем его правления с 1994 года был Александр Ничипорук. "Указанное дает мне основания полагать, — писал Акопян, — что А.Ничипорук заинтересован как в совершении сделок с приобретением земельных паев, так и в участии в экономически неэффективном размещении депозитных средств. В этом же я подозреваю и О.Маргания, являющегося членом Наблюдательного совета банка "Возрождение" и по совместительству внештатным советником министра финансов — фактическим руководителем АК AЛPOCA".
Здесь требуются некоторые пояснения, а потому обратимся к свидетельствам прессы. Отар Маргания сошелся с нынешним министром финансов Алексеем Кудриным еще во время их совместной учебы в институте. Дела у него пошли в гору с конца 90-х годов, когда многие на его знакомых питерских чиновников и бизнесменов перебрались в Москву и стали занимать высокие должности. По сообщениям прессы, будучи гражданином Грузии, получил российский паспорт. В 2004 году назначен старшим вице-президентом Внешторгбанка. Владеет долей в банке "Возрождение", куда перечисляются алросовские деньги. Курирует кадровые назначения в АЛРОСА. Является, как было сказано, советником Кудрина и его доверенным лицом.
Про Ничипорука тоже пишут. Закончил Московский финансовый институт. В 1993-94 годах был членом коллегии Минфина и советником министра финансов. С 1994 г. председатель правления Банка развития предпринимательства. В 2003 году направлен Кудриным в компанию АЛРОСА.
Но эту парадную информацию портят сведения несколько иного характера. В 1997-98 годах, как сообщалось в СМИ, фигурировал в ряде уголовных дел о зачетах, возбужденных в Красноярске. По их итогам был осужден заместитель председателя правления Банка развития предпринимательства. Ничипорук, напомним, был председателем правления.
Следующий скандал, где фигурировала его фамилия, произошел в 1998 году. Были похищены 80 млн. долларов, выделенных на покупку необработанных алмазов (вон откуда интерес к алмазной отрасли!). Возбудили уголовное дело, но разве мы не помним, чем кончались в ту пору алмазно-бриллиантовые аферы? Одна история с Козленком и "Голден Адой" чего стоит!
Считая эту публику заинтересованной не в открытии, а в сокрытии обнаруженных им фактов нанесения огромного ущерба корпорации и государству, Г.Акопян стал обращаться к тем, кто олицетворяет государство. В Администрацию президента. К премьер-министру. К министру финансов и председателю Наблюдательного совета Кудрину. В Генеральную прокуратуру. Из Генпрокуратуры ответили: компания "имеет право на риск, которым пользуется". Но еще более ошеломляющим был ответ Кудрина. Он написал, что приведенные факты "не имеют документального подтверждения и не входят в компетенцию Наблюдательного совета АК АЛРОСА, а поэтому оснований для созыва заседания Наблюдательного совета компании не имеется".
После этого Акопяну невольно пришлось делать вывод, что министр финансов сознательно прикрывает махинаторов. И он обратился к лидеру фракции КПРФ в Государственной думе Геннадию Зюганову.
Депутатский запрос в Генпрокуратуру заставил ее работников внимательней глянуть на факты, изложенные юристом. В мае прошлого года Московская городская прокуратура возбудила уголовное дело по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата чужого имущества в особо крупном размере). Как заявил на пресс-конференции журналистам представитель прокуратуры, проверка заявления Г. Акопяна выявила факты заключения компанией "заранее невыгодных договоров", что привело к растрате имущества в сумме более 153 млн. рублей.
Но вскоре дело забуксовало. Меняли следователей, вместо подлинников смотрели ксерокопии. О причинах Г.Акопян рассказал по телевидению на всю страну. "Когда возбудили уголовное дело, наверное, еще не понимали, что вопрос коснется Кудрина. Поскольку ему было обо всем известно, то соответственно это — укрывательство. Поэтому ему необходимо было давать оценку в уголовном деле".
Спустя короткое время руководство компании с радостью известило общественность: уголовное дело закрыто "в связи с отсутствием события преступления".
КАПИТАНЫ КРАХА
Но Акопян не сдался. Он обратился в Европейский суд по правам человека. Тем более, что боролся уже не только за свое восстановление и наказание людей, которые, на его взгляд, нанесли большой экономический ущерб стране. Он встал против действий, являющихся прямым произволом. В заявлении директору ФСБ Николаю Патрушеву юрист написал, что не реагировал, замечая за собой слежку, не обращал внимания, когда "сопровождающие лица" демонстрировали ему пистолет. Но после того, как в интернете, на сайте Компромат.ру, появилась расшифровка его телефонных разговоров с адвокатом думской фракции КПРФ, с соседкой, с женой, дочерью, то есть, когда оказалась затронута его частная жизнь, Акопян обратился в ФСБ. В организации противоправных действий юрист обвиняет одного из вице-президентов АК АЛРОСА. Это — бывший помощник Кудрина, также направленный в компанию по указанию министра финансов. Курирует правовое управление. Правда, это на сегодня. Что будет завтра — вопрос интересный. Дело в том, что правота Акопяна начала подтверждаться. На днях Верховный суд Республики Саха (Якутия) принял решение о том, что Гамлет Акопян должен быть восстановлен и в должности начальника правового управления, и в качестве члена правления компании.
Не согласившись с тем, как расследовались приведенные им факты (а напомним, Акопян был следователем по особо важным делам Генпрокуратуры), он продолжает биться за интересы державы. Недавно получил поддержку. В Госдуму поступило письмо одного из миноритариев, где приводится около десятка конкретных фактов, подобных описанному вначале. В некоторых эпизодах фигурирует ИГ АЛРОСА, которую "материнская" компания набивает деньгами, как огромный мешок. Зачем? Не на случай ли пожара? Дом ведь, если начнется пожар, не унесешь: хоть Белый, хоть Красный. А мешок схватил и был таков.
Однако при чем здесь тогда государственные интересы, ссылаясь на которые Кудрин внедрял в компанию нынешнюю команду? Так называемая федерализация АК AЛPOCA продвигается в значительной мере благодаря тому, что нашли общее понимание проблемы Президент России Владимир Путин и президент Якутии Вячеслав Штыров. С учетом интересов как всего государства, так и его субъекта — Республики Саха (Якутия). А вот те направления, за которые отвечает председатель Наблюдательного совета Кудрин, вызывают у многих большое беспокойство. Повышения прозрачности и укрепления финансовой дисциплины мы уже касались. Посмотрим на другое, не менее важное направление — развитие производства. Недавно министр природных ресурсов Юрий Трутнев докладывал В.Путину о положении дел в его ведомстве. С гордостью сказал, что за два года есть прирост некоторых полезных ископаемых. В том числе — алмазов. Но он не сказал главного: этот прирост взят из открытых прежде запасов. Сегодня геологическая работа в компании провалена. Еще недавно одна из передовых в стране по выделению собственных средств на геологоразведочные работы, АЛРОСА за последнее время из года в год сокращает финансирование стратегически важной деятельности.
Никогда прежде не знавшая снижения объемов добычи компания и тут уступила позиции. В прошлом году добыча алмазов уменьшилась на 8 процентов. Прогнозируется снижение в этом году.
Положение спасает ситуация на внешних рынках. Только благодаря росту цен — за два года они выросли на 38%! — удается получать хорошую прибыль, но завтра этого может не быть, а компания перестала должным образом работать на перспективу, готовиться к изменению условий. Например, стало резко отставать строительство подземных рудников, без своевременного ввода которых может просто-напросто обрушиться добыча алмазов в России. Так, рудник "Мир" должен быть введен в 2008 году, но работы уже отстают на два года. Чтобы наверстать, надо ежегодно вкладывать в строительство минимум 5 млрд. рублей. Но на 2006 год руководство компаний запланировало только 3,2 миллиарда.
Еще хуже ситуация с рудником "Удачный". Срываются все сроки и графики. Вместо 2010 года его пуск уже переносится на 2014-й. И опять потому, что первые руководители АК АЛРОСА не выделяют денег на объекты.
Эти убийственные результаты деятельности капитанов краха были обнародованы на прошедшем 8 апреля в Мирном собрании хозяйственного актива АК АЛРОСА. Если председатель Наблюдательного совета А. Кудрин и в этом случае не увидит "целесообразности" поднять тревогу, значит, с ним всё ясно. Вот только не очень ясно с позицией Президента России В.Путина. Атмосфера вседозволенности — далеко не лучший фактор для вывода страны из пропасти 90-х годов. А именно в ней, похоже, просто купаются ставленники Кудрина в АК АЛРОСА. Судите сами. На собрании актива была оглашена еще одна странная финансовая операция. Теперь совсем свежая. В минувшем году компания взяла в кредит 250 млн. долларов (7 млрд. рублей). Однако в отчетном докладе Ничипорука о них не было сказано. Куда ушли деньги, если на развитие производства они не попали? Видимо, это вопрос для очередного Открытого письма.
А мы обижаемся, что Россию называют одной из самых коррумпированных стран.
P.S. При подготовке материала авторы использовали публикации ряда СМИ: газет "Коммерсант" (28.11.2003 г.), "Якутия" (07.04.2006 г.). "Ведомости" (16.05.2005 г.), русского издания "Forbes" (№9, 2005), РИА РосБизнесКонсалтинг (03.10.2005 г.), телепрограммы "Момент истины" (29.09.2005 г.), сайта compromat.ru и др.
1.0x