№17 (649) от 26 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Олег Щукин
РАО «ГАЗПРОблеМ»
Красота как символ надежности. "Газпром" как символ отечества. "Что хорошо для "Дженерал Моторс", хорошо для Соединенных Штатов". "Что хорошо для "Газпрома", хорошо для России".
Как бы то ни было, а "ведомство Миллера" за последние полмесяца волей-неволей стало основным "делателем новостей" на информационном поле РФ. Вот он, "Газпром", выносит суровое предупреждение евробюрократам, не желающим расширять присутствие российской супермонополии на своем энергетическом рынке и не жалеющим для этого своих по-европейски хилых сил и средств — как, например, британцы со своей газораспределительной компанией Centrica. Вот он же, "Газпром", заявляет, что США не получат никакого российского газа, если по-прежнему будут противодействовать вступлению РФ в ВТО. Вот он же, "Газпром", пытается скупить популярные газеты "Коммерсантъ-daily" и "Комсомольская правда" — вроде бы для должного информационного обеспечения выборных кампаний 2007-2008 гг. Вот он же, "Газпром", повышает экспортные цены на "голубое золото" для Молдовы и Беларуси. Вот он же, "Газпром", оказывается, намерен взять под своё крыло всю атомную и — в перспективе — термоядерную энергетику России и развить ее до таких пределов, чтобы "освободившиеся" объемы газа тоже бросить на экспорт…
И всё вышеперечисленное — лишь малая толика бешеной активности, которую, повторим, за последние две недели развила самая мощная структура отечественного бизнеса (53-е место в рейтинге 1000 крупнейших компаний мира Forbes-2005). Между тем хорошо известно, что большой бизнес предпочитает делать свои большие дела исключительно в тишине и покое. А "на поверхность" информационного поля выныривает, как правило (если не исключительно), в силу крайней необходимости.
Поэтому в нынешней ситуации вполне естественным выглядит вопрос: что же за необходимость погнала руководство "Газпрома" проявлять столь неожиданную, вроде бы, пиар-активность? В принципе, тут возможны три основных варианта: деньги, власть и война — в различных комбинациях.
Начнем с последней. Слабая пригодность "Газпрома" в его нынешнем виде для ведения каких бы то ни было войн, даже экономических, наглядно была продемонстрирована еще зимой, во время пресловутого "газовата" Кремля против Украины. При всей своей видимой мощи, эта бизнес-структура "заточена чисто под экспорт" — и под экспорт в Европу. Она по целому ряду причин: технологических, финансовых и т.д. — не может прервать поставки "голубого золота" в Европу более чем на один-два месяца, не говоря уже о каком-то длительном прекращении оных. Поэтому свои условия "Газпрому", по большому счету, могут диктовать не только конечные потребители из ЕС, но и транзитные страны — та же Украина, например. Другое дело — монополия на "трубу" из Средней Азии в Европу. Тут уже есть определенное поле для маневра. Но — не слишком широкое и далеко не целина: сегодня к энергетическим ресурсам региона активно ищет и всё больше получает доступ Пекин, весьма озабоченный потребностями своей бурно растущей экономики. Почти ультимативно требуют доли в газпромовской "трубе" и западные энергетические монополии. Пока им обещано решить эту проблему после 2008 года.
Что касательно власти, а точнее — набирающей актуальность внутриполитической проблематики, то и здесь "ведомство Миллера" ничего эксклюзивного предложить не может. Это раньше у Кремля были "проблемные регионы", где позиция "Газпрома" служила одним из косвенных рычагов влияния на местных лидеров. Сегодня таких "проблемных регионов" практически не осталось, "властная вертикаль" выстроена от Москвы до самых до окраин. Это раньше Вяхирев и Черномырдин могли позволить себе расхождения с генеральной линией, поскольку таковой не наблюдалось вообще. Сейчас лояльность "олигархов" к власти является необходимым условием их существования.
Исходя из этих предпосылок, ключевым моментом в нынешней пиар-активности "Газпрома" являются деньги, деньги и еще раз деньги. Причем даже не деньги сами по себе, а какие-то важные изменения в структуре собственников компании. Иными словами, в "Газпроме", судя по всему, полным ходом идет "предпродажная подготовка" — с предварительной демонстрацией потенциальным покупателям "крутизны" предлагаемых активов. Так, совсем недавно пресс-секретарь председателя правления "Газпрома" Сергей Куприянов заявил, что "уровень внешней задолженности "Газпрома" вполне удовлетворительный", а из привлеченных для покупки "Сибнефти" 13 миллиардов долларов "осталось погасить лишь 3 миллиарда". Конечно, интересно, за счет чего удалось добиться такого выдающегося результата: за счет резкого повышения экспортной выручки или удачного перекредитования, — но на подобные вопросы ответ, если и последует, то весьма нескоро. Между тем совокупный внешний долг РФ с 1 января 2005 года по 1 января 2006 года вырос со 197,4 до 258,5 млрд. долл., т.е. почти на 31%, а корпоративный — приблизительно со 100 до 180 млрд. долл., т.е. почти на 80%. Немного больше, раз эдак в двенадцать, заявленного роста ВВП — не правда ли? И если "Газпром", признанный флагман отечественного бизнеса, идет против этой общей струи кредитного безумия, его курс можно только приветствовать. Но верится в подобную сказку с трудом. Гораздо обоснованнее выглядят опасения, что из мощнейшего в потенциале инструмента внешней и внутренней политики России РАО "Газпром" очень скоро может превратиться в нескончаемый источник проблем для государства и общества.
1.0x