Авторский блог Александр Ефремов 03:00 11 апреля 2006

ВЕРТОЛЁТ

№15 (647) от 12 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Ефремов
ВЕРТОЛЁТ

Процесс пошёл. Инсценировки судебного разбирательства сбивают с ног юридически темного обывателя блистанием важных судей, нарядных мундирчатых прокуроров, завитых ухоженных адвокатов. Забавляют вычурной нелепостью истцов и ответчиков.
Первый канал имеет ежедневное судебное телешоу. По-моему, именуется оно "Федеральный судья". Канал "Россия" тоже любит тяжбы и называет свою регулярную постановку "Суд идет". Само собой, прессинг процессуальной телепродукции не мог оставаться без каких-либо мотивирующих объяснений. И таковые нашлись. Якобы ежедневные телесуды резко повышают юридическую грамотность и правосознание граждан, норовящих впасть в мерзость фашизма.
Между тем содержание некоторых экранных разбирательств обескураживает. К примеру, один из них был посвящен ДТП, повлекшим трагические последствия — погиб человек. Девушку на огромной скорости сбил ее же приятель. В ходе "судебного разбирательства" установили, что жертва, которую сбил обвиняемый, специально бросалась под автомобили. Так она зарабатывала себе на жизнь, требуя с водителей большие деньги на лечение. "Купила квартиру, машину" — чувствуете уровень бреда сценариста программы? Очень популярны "процессы", где разбирают убийства жен (мужей), родителей ради завладения имуществом.
Учтем, что новый Уголовный Кодекс РФ предоставляет возможность давать наказание "ниже низшего" едва ли не по всем статьям. Нетрудно понять, что и палач-автогонщик, и асфальтовая психопатка, и корыстный супруг-убийца получают в телесуде наказание, абсолютно неадекватное содеянному. К тому же выглядят они не жалко и страшно (обычный вид тех, кто действительно совершил преступление), но нагло и самоуверенно. Потому как мы видим всего лишь наряженных (чаще всего симпатично) посредственных актеров. За скромную плату они изображают вихляющихся дегенератов, которые с легкостью рассказывают о том, как они кого-то убили или ограбили.
"Я ведь законов-то не знаю", — то и дело робко проговаривают участники мнимых процессов, воровато озираясь на адвокатов и прокуроров. Здесь, наверное, заложено целеполагание. После просмотра все должны повскакивать с диванов и бежать в ближайший книжный за юридической литературой. На самом же деле театральные судилища в сознание зрителя поступают как еще один вид криминальной и криминогенной информации. Вместе с сериалами соответствующего содержания, милицейскими хрониками и "спецрасследованиями". К этому необходимо прибавить увесистую судебно-процессуальную долю новостных блоков. С чего началось? Пожалуй, с Ходорковского, сведения о суде над ним, о "басманном правосудии" поступали в виде сводок с фронта. Было и полное национального унижения принесение в жертву полковника Буданова. Недавняя судебная истерика — осуждение антисинагогального подростка Копцева. После истории с убийством таджикской девочки любые "новости" немыслимы без перемалывания какого-нибудь суда присяжных, которые кого-то не так осудили, неправильно оправдали. Нас убеждают, что вина петербургских присяжных в излишней мягкости. Но они не были убеждены стороной обвинения в причастности к убийству тех из хулиганов, кого сумели посадить на скамью подсудимых. Потому, как и положено порядочным присяжным, не смогли вынести обвинительного вердикта по самой тяжкой статье.
Отмена решений судов присяжных, ставшая правилом и широко рекламируемая, — вот еще один кирпич в фундамент “укрепления правосознания”. Дело доходит до полного абсурда. Например, дважды (!) оправданному разными присяжными капитану Ульману вновь предстоит предстать перед судом. Правда, теперь уже перед военным окружным. В угоду сиюминутной политической конъюнктуре судебное делопроизводство превращается в полнейший фарс. Более того, само существование суда присяжных стало вызывать в определенных кругах нескрываемое раздражение. В программе "К барьеру!" депутат Хинштейн истово убеждал телезрителей, что "социально несостоятельные люди" не могут быть присяжными. В квалификации Хинштейна парии — это “менеджеры среднего звена”, безработные, повара, презренные пенсионеры и т.п. То есть народ.
Народ, конечно, уступает профессиональным судьям. Технология взяткодачи в отношении него, видимо, еще не проработана. К тому же он, как всегда, политически неграмотен и реакционен. Лучше уж пусть продолжает укреплять правосознаие. В том числе при помощи новой находки Первого канала "Поймать вора". Здесь инсценируют уже не суды, но квартирные кражи, обучая людей превращать дома в средневековые крепости с бойницами и решетками. Запертым в собственных клетках, им будут продолжать преподавать процессуальную грамотность.
1.0x