№15 (647) от 12 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Былевский
ПРОРВАТЬСЯ К СВЕТУ
Судьба уникальной системы воспитания слепоглухонемых
В КРУГЕ ТЬМЫ
Нет числа высоким достижениям советской эпохи, которые не превратились просто в музейные воспоминания, а продолжают обеспечивать нашу жизнь наподобие "водопровода, сработанного ещё рабами Рима". Речь идёт не только о промышленных предприятиях, транспортных магистралях, системах добычи, транспортировки и переработки сырья и энергоресурсов, жилье и жилищно-коммунальной инфраструктуре, построенных при коммунистах. Главное — гениальные научные открытия, футурологические проекты и социальные технологии, устремлённые в послезавтрашнее грядущее. Они обогнали не только своё время, но и наши дни, были созданы как задел на далёкое будущее. Среди таких прорывных технологий — система развития слепоглухонемых, разработанная советскими психологами и педагогами И.А.Соколянским и А.И.Мещеряковым при активной поддержке А.М.Горького, выдающегося философа-марксиста Э.В.Ильенкова, да и всей советской Большой Науки.
Слепоглухота — не просто сумма слепоты и глухоты, это "уникальная инвалидность". Самое страшное следствие слепоглухоты — одиночество, невозможность общаться с окружающим миром обычными способами. А отсюда — немота, неумение произносить слова, если ребёнок не успел научиться этому прежде, чем ослеп и оглох. Для ориентации в окружающем мире и общения с другими людьми остаются только три из пяти чувств — осязание, обоняние и вкус. Как в таком состоянии можно научиться понимать человеческий язык, произносить, писать слова?
Представьте себе, что вам завязали глаза, заткнули уши, что вы вдруг онемели — и прочувствуйте проблемы ориентации в пространстве, передвижения даже в собственной комнате, общения, доступа к источникам информации, образованию, культурным ценностям, трудности получения помощи и обслуживания, с которыми повседневно сталкиваются слепоглухие. Пообщавшись со слепоглухими, начинаешь остро чувствовать, какая великая ценность зрение и слух, которой мы не замечаем, как воздух, которым дышим, и становится нестерпимо стыдно, что недостаточно хорошо распоряжаешься такими сокровищами.
Если ребёнок слеп и глух с рождения или с первых лет жизни, то, кажется, не остаётся никакого способа помочь стать ему личностью. Он не видит ни отца, ни матери, не слышит их голосов. Как ему представить себе родной дом, комнату, в которой живёт, вещи вокруг? Как научиться ходить, есть ложкой, сидеть на стуле, не говоря уже о том, чтобы читать книги, слушать музыку, смотреть фильмы и театральные постановки? Ребёнок, изначально лишённый важных каналов общения с миром и другими людьми, будто бы обречён безжалостной судьбой на вечное прозябание.
Но есть не менее жестокая штука, чем судьба или медицинская статистика, по которой у определённого процента детей развивается или оказывается врождённой слепоглухота. Это история человеческого общества, которая даже для большинства нормальных детей ставит пределы, почти непреодолимые преграды на пути развития личности. В мире частной собственности, господства денег и рынка социальное неравенство лишает подавляющее большинство вполне нормальных детей, родители которых живут своим трудом, прав на нормальное жильё, полноценное питание, медицинское обслуживание, получение качественного образования, работы по специальности. Лишь немногим из них удаётся повторить подвиг "архангельского мужика" Михайло Ломоносова, пробить сквозь все преграды дорогу своему таланту. Другим везло значительно меньше.
Известны примеры детей, которых воспитывали собачьи или волчьи стаи. Реальные "маугли" умели не говорить, а только лаять или выть, передвигались, как их "воспитатели", на четырёх конечностях. Увы, если в раннем возрасте ребёнок не успевает усвоить человеческие навыки — есть, пить, ходить, разговаривать не по-звериному, а по-людски, то потом оказывается поздно. В лучшем случае, такие вполне нормальные в биологическом и медицинском отношении люди достигают в лучшем случае умственного развития десятилетнего ребёнка.
МАГИЯ ПРИКОСНОВЕНИЯ
Слепоглухота с детства создаёт для развития личности непреодолимый барьер, через который, как кажется, может проникнуть мало что собственно человеческое, "надбиологическое". Поэтому единичные случаи, когда слепоглухим детям удавалось научиться полноценно общаться с людьми, читать, писать, изъясняться, считались настоящим чудом. Недавно отмечали столетие начала первых попыток обучения слепоглухих в нашей стране. Но научное решение полноценного развития слепоглухих было найдено сравнительно недавно советскими учёными, а психолого-педагоги- ческая система Соколянского—Мещерякова, высоко оценённая А.Н.Леонтьевым, Э.В.Ильенковым и другими корифеями — как гуманитариями, так и представителями естествознания — была удостоена Государственной Премии СССР.
Решение проблемы полноценного развития личности слепоглухих детей было найдено учёными советской педагогической и психологической школы, работавшей в русле классической марксисткой традиции. Эту школу представляли В.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, а также близкий друг Э.В.Ильенкова Василий Васильевич Давыдов, который сам рассказывал мне лет двадцать назад о первых этапах работы Соколянского—Мещерякова. В начале 1960-х годов в подмосковном городе Сергиевом Посаде, который тогда назывался Загорском, на базе обычного детского дома был создан интернат для слепоглухих детей. Средством для педагогической коррекции такого страшного медицинско-биологического дефекта как слепоглухонемота была избрана предметно-практическая деятельность. Учёные исходили из того постулата, что осязание, как самое "практическое" из остававшихся чувств, является универсальной, исходной чувственной базой, которая позволяет познавать мир природы и культуры, усваивать собственно человеческие формы деятельности.
С точки зрения марксистской философии, отношения, в которые вступают люди в процессе производственной деятельности, являются главными. На их базе вырастают политико-государственная надстройка, искусство, мораль и религиозные нормы. Это известное положение философии истории марксизма Э.В.Ильенков конкретизировал применительно к отдельной личности, по-новому прочитав философию "мыслящего тела", разработанную Барухом Спинозой. "Чувства-теоретики" — зрение и слух — позволяют нам представлять окружающий мир только на основе "обобщения" данных осязания, иными словами, глаза и уши "учатся" у рук. "Первичны" — бытие, общественное производство и деятельность рук, а индивидуальное восприятие, общественное сознание, зрение и слух — "вторичны". Осязательные впечатления "в снятом виде", как кирпичная кладка под штукатуркой, лежат в основе образа каждого предмета, цвета, звука, которые мы себе представляем, воспринимая окружающий мир. Согласно Ильенкову, дети, даже с нормальным зрением и слухом, незаметно для себя учатся мышлению именно у рук, а без рук мозг был бы, как орган мышления, поистине безмозглым!
Непосредственно мы имеем дело только с собственными ощущениями, например, с перевёрнутым уменьшенным изображением вещи на сетчатке глаза. Тем не менее, мы воспринимаем свои образы и ощущения как сами предметы, расположенные вне нас — камень, ложку, другого человека. И происходит это благодаря деятельности рук и осязанию — "источнику, истолкователю и контролёру" правильности наших главных ощущений. Вот так индивидуально для каждого человека трансформируется марксистский принцип о том, что практика является критерием истины. Усомнился, не поверил глазам — пощупай руками! Оказывается, мы воспринимаем окружающий мир лишь в той степени, в какой прощупали его своими руками, одновременно практически меняя и контуры каждого предмета, и, в некоторой степени, весь мир в целом. Так что можно сказать, что каждый из нас видит и слышит окружающий мир в той степени, в какой он "вылеплен вручную", пересоздан, со-творён каждым из нас.
РУКОТВОРНОЕ ЧУДО
На основе такой марксистской психолого-педагогической методологии и практической работы по развитию слепоглухих, в том числе с рождения, детей и была разработана система Соколянского—Мещерякова. Специалист-педагог, действуя рукой ребёнка, водит ею — "руководит" в буквальном смысле слова, "подсказывая", как обращаться с окружающими предметами. Тщательно дозируемое "руководство" называется совместно-разделённой дозированной деятельностью, и является универсальным принципом любого обучения. Такое “руководство” ослабляется при малейших самостоятельных верных движениях ребёнка. И особую роль в обучении, становлении личности играют предметы, созданные человеческим трудом, которые в марксистской психологии называются "человеческими предметами". Именно благодаря навыкам обращения с ними происходит "очеловечивание" индивида.Так ребёнок постепенно учится специфически-человеческим формам деятельности — есть ложкой, ходить на двух ногах, играть с игрушками и другими детьми. Более того, слепоглухих "излечивали" от немоты — речевой-то аппарат у таких детей, как правило, нормальный, и говорить они не умели только из-за изначальной глухоты.
Умело применяемое "дозированное руководство" превращалось в мощнейший реабилитационный механизм преодоления социальных последствий слепоглухоты. Был отыскан путь закладывать необходимые базовые навыки обращения с любыми предметами, созданными человеческим трудом, с миром культуры. Развивая творческое воображение, формируя, по аналогии, представление о том, что такое звук и устная речь, обучая владеть голосовыми связками и артикуляцией, слепоглухих оказалось возможным научить говорить достаточно внятно. Оказалось, что слепоглухого ребёнка, максимально используя компенсаторные функции осязания и творческого воображения, можно научить оперировать речевыми, словесными характеристиками цвета и звука не хуже нормально видящего и слышащего.
Но можно и нужно было идти и дальше — развивать особые таланты и способности, которые обнаруживались у слепоглухих воспитанников. Соколянскому и Мещерякову удалось не просто буквально вытянуть из мрака к свету сознательной жизни слепоглухих детей, но и пойти дальше. Четверо наиболее способных слепоглухих поступили в МГУ, смогли не только получить полноценное высшее образование, но и заниматься научной работой, получили возможность защищать кандидатские и докторские диссертации, вести научную и педагогическую работу.
Выдающихся успехов достиг Александр Васильевич Суворов — полный тёзка великого русского полководца, доктор психологических наук, профессор Университета Российской академии образования, действительный член Международной академии информатизации при ООН, почётный международный доктор гуманитарных наук Саскуаханского университета (США). Александр Васильевич, который считает себя духовным сыном Э.В.Ильенкова — незаурядная творческая личность, не только известный учёный и педагог, но также хороший поэт и стилист. Современные высокие технологии, компьютер, оснащённый специальным дисплеем — рельефно-точечной строкой — выдающей знаки по системе Брайля, и доступом в Интернет, значительно расширили возможность слепоглухих. С работами А.В.Суворова можно познакомиться на его сайте по адресу http://asuvorov.narod.ru, а списаться — по электронной почте. Пишите ему, он, наверное, будет рад — всё-таки возможности общения у слепоглухих ограничены.
Из слепоглухих, которым удалось добиться многого, можно также упомянуть кандидата философских наук Сергея Алексеевича Сироткина, заведующего сектором реабилитации слепоглухих института "Реакомп", вице-президента Европейского союза слепоглухих, который активно работает в межрегиональном обществе социальной поддержки слепоглухих "Эльвира".
Система развития слепоглухонемых, разработанная с двадцатых по шестидесятые годы прошлого века Соколянским—Мещеряковым, и по сей день представляет новаторское научно-практическое решение сложнейшей проблемы. Однако результаты успешного обучения и воспитания слепоглухих имели не просто важное общественное значение, но также многочисленные далеко идущие последствия, которые не утратят актуальности и в обозримом будущем. Для примера выделим две "пограничные" зоны, очертившие дальнейшую судьбу уникального начинания — авангардную, устремлённую в грядущее, и, так сказать, "арьергардную" — направленную против регрессивных тенеденций истории.
ДРАМА НОВАЦИИ
В чём заключался, в самом хорошем смысле, ультра-авангардизм разработанной системы? Приобщение слепоглухих через предметную деятельность к культуре вплоть до самых высших её форм показало: нет пределов развитию творческого воображения и талантливости. Мир открыт чувствам человека, дерзанию его разума, и если когда-либо будут открыты более сложные формы чувственного познания, общения, новые сигнальные системы вроде телепатии, о которой сегодня столько твердят шарлатаны всех мастей, они всё равно будут принципиально доступны для любого человека, а не только для какой-нибудь "новой расы" "сверхлюдей". Разве не обгоняет эта система самые засекреченные современные военные исследования по "экстрасенсорике"?
Успех системы Соколянского—Мещерякова был направлен против регрессивных течений тогдашнего советского общества. В хрущевско-брежневские времена шло нарастание социальных различий в формах партийно-советско-хозяйственной бюрократии, "цеховиков" и "торговой мафии". Происходило вызревание протоклассов, на базе которых после реставрации капитализма в нашей стране сформировались нынешние господствующие и имущие классы. Будущие контрреволюционеры нащупывали пути не только к приватизации общенародной собственности, но и к наследственному закреплению права собственности и прочих привилегий. Псевдонаучной идеологией превращения спецшкол в питомники для "золотой молодёжи" 1960-70-х годов служили "материалистические" ссылки на науку генетику, которая якобы подтверждает "передачу талантов по наследству".
Система развития личности слепоглухих детей шла вразрез с тенденцией "передачи по наследству" детям привилегированного положения родителей. Полноценное развитие человеческих способностей и талантов "обделённых от природы" людей служило блестящим научным подтверждением марксистской теории личности и мышления, которую разрабатывал Э.В. Ильенков. Плоско-официозному решению задачи формирования всесторонне, гармонически развитого человека через "обучение всему понемногу" Ильенков противопоставил развитие "практического разума" — универсальной способности мышления, которое, не обременяясь балластом многознания, умеет схватывать саму суть дела. Что ж, многое из того, что сегодня ясно как дважды два, тогда только-только намечалось, обозначалось. Система Соколянского—Мещерякова разделила судьбу многих новаторских начинаний тех лет, дальнейшее развитие которых оказалось отложенным до лучших времён.
Формирование в России зависимого от Запада капитализма неоколониального типа, бесчеловечная рыночная политика нанесли ряд жесточайших ударов по науке, педагогике, системе социального обеспечения. Пресловутая "монетизация льгот", принятие Федерального Закона №122 крайне болезненно ударили именно по слепоглухим. Этой совершенно особой категории инвалидов жизненно необходимы как раз не деньги, а законодательное закрепление гарантированных прав на дополнительную социальную, образовательную, реабилитационную и адаптационную помощь.
Вот где подлинная "нравственная слепоглухота" чиновников! Представил бы федеральный министр социального обеспечения Михаил Зурабов, который проталкивал "монетизацию", что ему выкололи глаза, проткнули барабанные перепонки, вырвали язык, да и оставили в неизвестном месте посреди улицы с "компенсационными выплатами". Далеко бы он ушёл, дай ему даже тройные и четверные "компенсации", а не гроши, которые получили инвалиды? С пачкой-то денег в руках — точно бы, далеко не ушёл. За эту реформу, а также за планы окончательной приватизации — "прихватизации" — образованияА.В.Суворов , не польстившись на "национальные проекты", в своём Открытом письме сравнил с Антихристом самого Президент России Владимира Путина.
МРАК НЕ ВЕЧЕН
К счастью, интернат для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде остаётся настоящим островом спасения для сотен слепоглухих детей. Мы посетили его вместе с Александров Васильевичем Суворовым — своего "выпускника" там встретили как родного. Внешне весь комплекс производит очень хорошее впечатление — обширная территория, новые корпуса, свежий евроремонт, отличное питание, обустроенный быт, учебно-производственные и творческие мастерские. Детей регулярно катают на лошадях, это называется "иппотерапией", летом вывозят на море. Но самое главное — высококвалифицированный, заботливый, по-настоящему любящий своих подопечных персонал. Во всём мире подобный коррекционный комплекс для слепоглухих есть только в США. В настоящее время в Сергиево-Посадском интернате проживают и проходят коррекционные курсы двести двадцать воспитанников. Но, вздохнула нынешний директор Сергиево-Посадского детского дома для слепоглухих детей Галина Константиновна Епифанова, — это капля в море. По разным подсчётам, число слепоглухих в России составляет от пятидесяти до шестидесяти тысяч. Многие родители даже не знают о существовании Сергиево-Посадского интерната.
Прежний директор интерната для слепоглухих, ученик А.И.Мещерякова Альвин Валентинович Апраушев, который сейчас на пенсии, горюет: живой дух системы Соколянского — Мещерякова угас. Никто не развивает дальше уникальную систему, не ведёт новые исследования по совершенствованию всеобщих творческих способностей человека. Да, сегодня в Сергиево-Посадском интернате для слепоглухих стараются хотя бы сохранить в целости достигнутое… На государство надежды немного, хорошо, что спонсоры помогают, и Троице-Сергиева Лавра взяла шефство над интернатом. И так за последние годы количество воспитанников выросло в несколько раз. Контингент-то пошёл сложный — слепоглухота, осложнённая целыми "букетами" различных заболеваний и дефектов: детским церебральным параличом, аутизмом, нервно-психическими расстройствами. Число дефективных детей нарастает, увеличивается степень и разнообразие видов поражения — впрочем, сообразно росту безобразий в обществе, в котором мы живём.
Сергиево-Посадский интернат для слепоглухих остаётся для своих питомцев обителью, ограждающей их от страшного и жестокого мира нашей обычной жизни. Семьдесят человек из числа воспитанников — уже взрослые, но, похоже, они останутся в общежитиях интерната на всю жизнь. Ни квартиры, ни даже комнаты, ни тифлосурдопереводчика, ни постоянно прикреплённого социального работника, ни достаточной пенсии, ни гарантированного рабочего места, которое обеспечивало бы средствами на жизнь, им нынешней властью не полагается. Выйдя в современную жизнь, слепоглухие, привыкшие к "советско-социалистической" заботе и любви к ним, а не к жестокой борьбе не на жизнь а на смерть — к доверию, а не к ежесекундной возможности обмана, могут запросто пропасть.
Когда я расспрашивал о перспективах развития системы Соколянского—Мещерякова, Елена Алексеевна Заречнова, заместитель директора интерната по научно-методической работе, в сердцах сказала: для чего же готовить докторов наук из слепоглухих, если нормально слышащие и зрячие учёные в нынешнем обществе не нужны ни государству, ни бизнесу? Да, у человеческого организма есть колоссальные "резервные возможности", а вот у современной "социальной среды" их нет. Даже совсем наоборот — в СССР искали и нашли способ обеспечивать полноценное развитие личности слепоглухим детям, а в нынешней России десятки и сотни тысяч изначально нормальных ребятишек превращаются в беспризорников, бродяг, бомжей, малолетних наркоманов и проституток. Но система Соколянскогоого—Мещерякова, живые примеры Александра Васильевича Суворова и других воспитанников советских учёных убеждают: тьма не вечна, прорыв к свету возможен, и он обязательно состоится вновь.
1.0x