Авторский блог Владимир Архангельский 03:00 11 апреля 2006

СОБОР И ДЕЛО

№15 (647) от 12 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владимир Архангельский
СОБОР И ДЕЛО

Завершился десятый Всемирный Русский народный собор.
Собор долгое время был собранием православно-патриотической части общества. Главой Собора является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, а среди участников значительную часть составляют иерархи, миряне и священнослужители Русской православной церкви. Плюс старообрядцы и представители Поместных православных церквей. Таким образом, в девяностые получал легальную трибуну голос, абсолютно исключенный из средств массовой информации. И слово "русский" звучало неожиданно значимо в том контексте, когда "русскими" в официальном пространстве были только "мат", "пьянство" и "фашизм". Однако вскоре на соборе светиться стали чиновники самого высокого ранга и политики, далекие от русскости. Собор стал превращаться в помпезное собрание под патронажем власти. Но, несмотря на это, на Соборе продолжают подниматься важные проблемы и звучать яркие речи. Например, большой резонанс вызвало прозвучавшее на Соборе три года назад выступление Ильи Глазунова.
Ныне Собор является представительной структурой гражданского общества, своеобразным международным признанием влияния стало предоставление Собору специального консультативного статуса при ООН.
Последние годы на Соборе обсуждаются вопросы с вызовами времени — секуляризация, глобализация и связанное с ними сохранение культурной и религиозной идентичности, проблема тотального контроля над частной жизнью и убеждениями человека.
Юбилейный, десятый Собор был посвящен теме "Вера. Человек. Земля. Миссия России в ХХI веке".
Приветствиями в адрес Собора отметились Путин, Миронов, Грызлов и Лужков. В заседаниях собора приняли участие вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, министр иностранных дел России Сергей Лавров, министр культуры Александр Соколов, уполномоченный по правам человека Владимир Лукин. Пылкие выступления официальных лиц о духовности скорее напоминали дежурные и формальные выступления позднесоветских съездов партии, погружая Русский собор в атмосферу казенщины и фальши.
Помимо пленарных заседаний, в рамках X ВРНС прошли секции и "круглые столы" по темам: "Место и духовная мотивация в жизни современного человека", "Молодежь и будущее России", "Права человека и достоинство личности. Церковно-общественный взгляд", "Село и крестьянин: проблемы и решения".
Главными событиями Собора стали доклад председателя отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева) и "Декларация о правах и достоинстве человека", в которой свобода как ценность связывается с различением добра и зла, нравственным выбором и традиционной моралью.
Владыка Кирилл — наверное, самая известная, влиятельная и спорная фигура в Священном Синоде. Его активность, публичность демонстрируют готовность Церкви сильнее участвовать в решении жизненно важных для нации вопросов. С другой, православную общественность серьезно волнует его непосредственная связь с кругом митрополита Никодима, участие в экуменическом движении и различные скандалы экономического толка. То, что основной доклад читал он,— кое-что говорит о нынешней роли владыки Кирилла и о фигуре следующего Патриарха. Хотя, возможно, именно это положение и может помешать подобным перспективам, что не раз бывало в истории.
Митрополит Кирилл в довольно жесткой форме обратил внимание на факт, что зачастую концепцией прав человека прикрываются оскорбление религиозных и национальных ценностей. Критике была подвергнута концепция автономной личности, приводящая к "морали вседозволенности":
"Нравственность — едина и неделима. Если, ссылаясь на права и свободы человека, мы раскрепощаем грех и не останавливаем проявления человеческой дикости, когда в центре Москвы, в Манеже, рубят иконы, проводят выставки "Осторожно религия!", а в других местах издеваются над чувствами верующих посредством карикатур, то почему мы удивляемся появлению людей, способных на убийства по национальному и религиозному признаку? Инстинкт разрушения, вырвавшись наружу, не щадит никого — ни верующих в синагоге, ни детей с иным цветом кожи. Это звенья одной цепи".
"Религиозная традиция содержит в себе критерий различения добра и зла. С точки зрения этой традиции, не могут признаваться в качестве нормы: насмешки над святыней, аборты, гомосексуализм, эвтаназия и другие виды поведения, активно защищаемые сегодня с позиций концепции прав человека. Сегодня, к сожалению, на смену абсолютизации государства, характерной для нового времени, приходит абсолютизация суверенитета отдельной личности и ее прав вне нравственной ответственности. Такая абсолютизация может разрушить основы современной цивилизации и привести ее к гибели".
Важным можно назвать и выступление главы МИД Сергея Лаврова. С одной стороны, прозвучали дежурные заклинания о необходимости интеграции страны в глобальную экономику и политику, необходимости совместных усилий в борьбе против терроризма. С другой стороны, Лавров фактически заявил о том, в глобальном мире Россия должна формировать свой центр сил: "Уже в силу своего уникального геополитического положения в Европе и Азии Россия призвана внести важный вклад в решение важнейшей общемировой задачи эпохи глобализации — укрепление единства и вместе с тем сохранение многообразия человеческой цивилизации". За политкорректностью формулировок читаются и звучат давно забытые претензии. Необходимо это констатировать и ждать продолжения.
Усиление роли и голоса Церкви одних пугает и настораживает, других вдохновляет и дает надежду. Большой вопрос в том, готова ли Церковь взять на себя миссию объединителя, если пользоваться казенным языком, здоровых сил общества. Часто в принципиальные моменты первоиерархи Церкви, к сожалению, предпочитают отмалчиваться. А ведь несмотря на невеликий процент реально воцерковленных людей, в массовом сознании Церковь объективно занимает очень серьезное место. К позиции Церкви прислушиваются даже те, кто подчеркивают свое неверие. Было бы важно, чтобы поднятые на Соборе вопросы не свелись только к грамотной констатации и правильным декларациям.
1.0x