Авторский блог Александр Ленин 03:00 4 апреля 2006

Отпечатки войны

Под таким названием в Зверевском центре современного искусства проходит выставка графики шести пуэрто-риканских художников о войне и ее отпечатках на теле и психике человека. Сквозь призму различных тем художники демонстрируют зрителям, как насилие стало частью повседневной жизни современного общества.

Землю окутала жестокость, горячие точки, как сыпь на теле планеты, то появляются, то исчезают. Есть люди, которые остаются неравнодушными к этим проблемам. "Отпечатки войны" носят яростно антимилитаристский и антиамериканский характер. Это своеобразный взгляд изнутри, ибо Пуэрто-Рико издревле становился ареной войн и колониальных захватов. В конце девятнадцатого века, после испано-американской войны, остров перешел во владение США. Ныне официально Пуэрто-Рико — "свободно присоединившееся к США государство".

На работах художников изображены американские военные в виде шагающих в ногу или стреляющих из автоматов скелетов, в то же время можно увидеть там, например, и улыбающиеся лица голливудских звезд в форме. Эдра Сото Фернандес показывает секс-символов (Мэл Гибсон, Николас Кейдж, Джордж Клуни) в серии портретов, взятых непосредственно с экрана ее домашнего телевизора. Другая фотосерия отражает романтические восходы и закаты на разнообразных пейзажах перед бомбежкой. Шрамы, раны, ожоги, воронки от взрывов оставляет война в качестве "графических" свидетельств, но вы об этом едва помните после просмотра голливудской картины о войне. Другой участник Хавиер Камбре использует кадры из японского фильма Сехей Имамура "Черный дождь" (1989) о загрязнении окружающей среды и болезнях, причиной которых была радиация после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки во время Второй мировой войны. Камбре соединяет эти фрагменты с документальной пленкой общественного телевидения США и своими собственными интервью, снятыми домашней видеокамерой.

Сотни пуэрто-риканских солдат принимали участие в операциях США в Афганистане и Ираке, хотя большинство жителей острова видят эти войны, как "войну другой страны". Некоторые художники отмечают существо проблемы: колониализм. Карлос Фахардо использует политические комиксы и карикатуры, как орудия, чтобы разрушить медиакратию. Он представляет весь военный персонал администрации Буша в серии ксерокопировальных рисунков, чтобы охарактеризовать отношения между Пуэрто-Рико и США. Чарльз Юхас-Альварадо отдает дань уважения лидеру движения за независимость Пуэрто-Рико — Филиберто Охеда Риос, убитому агентами ФБР в сентябре 2005 года. Художник печатает изображение мачете на маленьких деревянных ложках для мороженого. Мачете — символ "Лос Мачетерос", подпольной группы политических повстанцев, активных в течение десяти лет. Риос был командиром этой группы. Художник играет с произношением слов "Ice cream" (мороженое) и "I scream" (я кричу). Это метафора, которую он употребляет, чтобы обойти цензуру на тему "Лос Мачетерос". Для Москвы Юхас-Альварадо предлагает акцию участия и солидарности, приглашая посетителей есть мороженое в память о тех, кто был "опален тропиками".

Мигель Лусиано — сопоставляет образовательные практики, которые одобряют культуру милитаризма в образовательной системе США. Он изображает в полный рост солдат, взятых с сайта Scholastic, самого большого издательства детских книг и образовательных материалов в США. Используя трафарет и спрей, учит создавать произведения искусства и в то же самое время развивает критическое отношение к источнику этих будто бы безвредных образов.

Выставка проходит до 10 апреля по адресу: м."Бауманская", ул.Новорязанская, д.29. Тел. для справок: 265-61-66.

№14 (646) от 05 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.

1.0x