Авторский блог Савва Ямщиков 03:00 4 апреля 2006

ВЛАДЫКА

№14 (646) от 05 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Савва Ямщиков
ВЛАДЫКА

Когда я вспоминаю незабвенные 80-е годы, совпавшие, к сожалению, с началом скатывания страны в пропасть, то прежде всего вижу строгое и одновременно приветливое лицо владыки Питирима, его по-детски искренние глаза и неповторимую улыбку, поддерживающую в собеседнике дух доброты и смирения. Навсегда останутся с нами уроки и напутствия тех лет, преподанные проповедником православия, высокой культуры и человечности.
Познакомился я с владыкой Питиримом в конце шестидесятых годов прошлого века по рекомендации своего духовного наставника — игумена Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия. Когда я, выполняя поручение батюшки, оказался в издательском отделе Патриархии, то прежде всего поразился удивительным внешним сходством Владыки и Печерского наместника. Позже, когда я задам вопрос своему коллеге по фонду культуры, касающийся такой поразительной их похожести, владыка ответит мне вопросом на вопрос: "А разницу нашу замечаете? Она кроется во взгляде глаз. У Алипия глаза постоянно добрые, открытые, а у меня, вынужденного находиться под прессом повседневной мирской суеты, и глаза иногда становятся холодными, а подчас и злыми, что духовнику не к лицу". Сталкиваясь с Волоколамским владыкой в процессе подготовки различных изданий, связанных с историей древней церковной архитектуры, русской фресковой и иконной живописи, я всегда наблюдал человека, искренне ценящего и знающего творения талантливых мастеров прошлого и умеющего донести до современников основы православной культуры. Восхищали меня порядок и строгий чин, царящие в ведомстве, возглавляемом Владыкой Питиримом. Казенный дух и схоластические настроения были чужды пастырю, происходящему из семьи, где церковное служение исчисляется несколькими столетиями. Не могу сказать, что Владыка не чужд был светскости. Нет, скорее от него исходила внутренняя светлость, зиждущаяся на глубокой порядочности и духовной стойкости.
Навсегда запомнились мне дни, проведенные в обществе владыки Питирима на Международном съезде фондов культуры в тогдашнем Ленинграде. Общение с владыкой заряжало меня такой могучей энергией и возвышенным настроением, что всякое уныние и мелкие заботы улетучивались бесследно. Получая каждое утро Божественное благословение от пастыря, однажды я оторопел, увидев его в гражданском одеянии. Идеально сидящая на владыке тройка, изящный платок, живописно выглядывающий из кармана, невольно заставили меня остановиться в раздумии об уместности благословения в данной ситуации. "Нет, нет, дорогой Савва Васильевич, у меня нынче запланирован визит в театр, а посему и такое облачение. Благословляю вас мысленно".
Во всю ивановскую разгулявшись по наущению Горбачева и Ельцина, деятели культуры, писатели и особенно журналисты, дотоле яростно служившие партийным бонзам и получившие команду "фас" от таких хозяев 10 подъезда на Старой площади, как ярославский двурушник г-н Яковлев, бросились ловить ведьм там, где надо и не надо. Какую вакханалию в эфире устроили ярые агитпроповцы — члены КПСС типа перекрасившейся в "свободу на баррикадах" Митковой, поливая грязью православное церково-началие, сотрудничавшее с разведывательными структурами СССР. Им и в голову не приходило, что православная церковь всегда служила интересам государства. Хранитель и заступник русской земли Сергий Радонежский был главным пособником великокняжеской власти. Поливая грязью перед миллионами телезрителей владыку Питирима, такие телещелкунчики, как Караулов, сознательно закрывали глаза на то, что на столь любимом ими демократическом Западе высшие церковные чины не стесняются публиковать в специальных справочниках свои звания полковников ЦРУ. И какими же ничтожными моськами выглядят все эти митковы, карауловы вместе с правозащитниками — вдохновителями кощунственных антирелигиозных художественных выставок на фоне таких непоколебимых столпов православия, каким был владыка Питирим.
Незадолго до своей кончины Митрополит Волоколамский и Юрьевский вел пасхальную службу в храме Христа Спасителя. Небесно-синий цвет его глаз словно озарял все пространство собора и нисходил на молящихся. Постоянно общаясь с владыкой по телефону, когда он находился в госпитале, я все время видел этот извечный свет его глаз, а спокойный и уверенный голос его напутствовал: "Савва, главное, сохранить в душе детскую чистоту", — и заставлял всегда помнить слова Спасителя о "малых сих".
1.0x