Авторский блог Денис Тукмаков 03:00 4 апреля 2006

УПОДОБЛЕНИЕ ГОСПОДУ

№14 (646) от 05 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Денис Тукмаков
УПОДОБЛЕНИЕ ГОСПОДУ

Чтобы существовать вечно и сопротивляться вызовам истории, нация должна быть объединена. Такое единство достигается в великом труде, "общем деле", сверхзадаче, которой должна быть нагружена нация. Цель подобных "больших проектов", в которые вовлечена нация, — именно в подобном сплачивающем вовлечении. Когда задача снимается и проект сворачивается, нация распадается на атомы, начинается война всех со всеми.
Переход от такой войны, от мертворожденных симулякров "национальных идей пива и футбола" к общенациональному единению под эгидой вселенского совместного дела и новой государственности — процесс нерегламентированный. Он таинственен и многогранен, ему не установлены правила. И все же возможны некоторые общие рассуждения о том, как мог бы этот процесс осуществляться в нашей стране.
Место зарождения гена "новой России" принципиально неразличимо заранее. "Дух веет, где хочет" — и первое проникновение идеи нового национального самопостроения может произойти в любой социальной среде, или во всех сразу. Это может быть крупная корпорация, располагающая штатом футурологов и социальных инженеров. Возможно, это будут недра государственных администраций, в которых еще не иссякло знание об общественных процессах. Или же все произойдет на спонтанной уличной демонстрации граждан, чей дух оказался зажжен проникновенной речью оратора и общими бесстрашными помыслами. Разродиться геном "общенациональной суперстройки" способна и политическая партия, и аналитический институт, и политологический семинар, вынашивающие идеи нового государственного мироустройства.
Место не принципиально, главное — чтобы в условиях атомизации общества между его элементами не затухала социоинформационная активность. Необходима постоянная возгонка смыслов, не позволяющая обществу провалиться в идеологическую энтропию и застыть в цивилизационном сне. Требуется поддержание социальной реальности во взбудораженном, неуспокоенном состоянии, в котором только и возможно появление точек развития, аномально высоких концентраций идей, средоточий новых прорывных концепций.
Возникшая на стадии наброска, чувствования, пожелания, еще не вербализированная, новая концепция будущего станет блуждать вихрем по социальным средам и постепенно затухнет, если ее не подхватят чуткие государственные институты. Государство должно будет развернуть вокруг этой концепции Нового Града общенациональную дискуссию, со втягиванием в нее всех слоев российского социума. В такой дискуссии концепция станет наполняться смыслами, оживать, обрастать деталями, методологией, чеканными формулировками, конкретными способами реализации.
Этой всеобщей национальной саморефлексии должны быть посвящены тысячи человеко-часов толкователей, художников, духовидцев, ученых, экономистов, кадровых военных, технарей, которые смогли бы расцветить это новое учение, перевести его на языки своих профессиональных сфер, вовлекать все новые общественные страты России. Эту дискуссию должны всякий раз подгонять публицистические телепередачи Гордона и Соловьева, Третьякова и Диброва; ей должны быть посвящены школьные уроки "обществоведения" и публичные дебаты политиков, заседания правительства и разговоры в заводских курилках.
Обратная связь, трансляция зарождающегося сверхпроекта в общество должно будет осуществляться через "инъекции" основных проводников идеального — СМИ, культурные триггеры и церковь. Они призваны омывать выстраиваемое проектантское тело своими энергиями, адресно апеллировать к еще живым культурным кодам нации.
В подобном невиданном социальном эксперименте новое общество будет кристаллизироваться путем отсеивания и "чистки" тех социальных институтов, которые окажутся объективно невосприимчивыми к новому концепту или неспособными включиться в него и станут сопротивляться общему строительству .
Если народ России окажется вовлеченным в подобное историческое творчество, в его "проговаривание" и постижение, в разработку нового будущего России, то этот суперпроект станет превращаться в объективную реальность, прорываться в действительность. Создание нового социального континуума окажется сродни "перепрыгиванию через стену в лабиринте", превращению "из грязи в князи", когда исполненная творчества нация примется творить сама себя и станет общностью сотен миллионов соработников, сплоченных едиными целями, вызовами и иерархией ценностей. Парадоксальным образом смысл предполагаемого учения "общего дела" состоит как раз в его общенародном осмыслении и полнокровном соучастии народа в собственной судьбе. Такова традиция русской общественной инженерии, с ее концепцией "социального самолета", который "летит, творя впереди себя социальное небо, необходимое для полета".
Поскольку речь идет о формировании государственной над-идеологии, то под осуществлением "общего дела" станет пониматься прежде всего построение новой российской империи, воссоздание сверхгосударства на территории меж трех океанов, Пятой империи. Речь уже будет идти не о "подачках" со стороны оторванного меньшинства в адрес безмолвного большинства, вроде "четырех нац. проектов", не о прочих паллиативах вроде "удвоения ВВП", "погони за Португалией" или "теории малых дел", нет. Наша всеобщая внутренняя вовлеченность в построение новой реальности и в дискуссию о ней должна будет претворяться в обилии самых разнообразных деяний, технологий и мегапроектов, которые станет формулировать для себя пробужденное общество.
Суперзадачи могут быть любыми на выбор, конкретное их наполнение не столь важно. Это может быть общенациональная погоня за секретом человеческого бессмертия или дерзкий план освоения Солнечной системы и ближнего Космоса. "Большой Проект" по преображение Евразии в "город-сад" или гармонизация межцивилизационных отношений на планете Земля. Создание сверхтехнологий и новых источников энергии или экспансия в океанические бездны. Построение ино-цивилизации или осуществление мечты русских религиозных мыслителей о Новой Земле и Новом Небе.
Гораздо более существенен здесь факт постоянного, непосредственного, всеобщего деятельного соучастия всей нации в претворении дерзновенных замыслов — или, быть может, вполне тривиальных планов. Пока каждый гражданин ощущает себя со-деятелем великого труда, нация будет оставаться единой. Пока нация остается единой, она вечна. Вечная нация, "нагруженная" бесконечным "общим делом", убавляет энтропию Вселенной, спасает от тепловой смерти звезды, поддерживает миропорядок и уподобляется Господу, становясь Его проводником и соработником в Его непрестанном Творении.
1.0x