Авторский блог Владислав Шурыгин 03:00 4 апреля 2006

ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ

№14 (646) от 05 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Владислав Шурыгин
ПРЫЖОК ЧЕРЕЗ ПРОПАСТЬ

Сегодня многие западные политологи любят сравнивать Россию с колониальными империями Европы XIX века — Великобританией, Испанией, Португалией, Францией. И распад СССР часто ассоциируют с аналогичным распадом Британской империи или "большой" Франции.
Противники России предрекают и дальнейшее продолжение этих центробежных процессов уже на территории сегодняшней России, считая неизбежным откол от РФ Северного Кавказа, Башкирии, Татарстана.
Но, как бы ни хотелось противникам России видеть прямой аналог России с Британией конца XIX века, есть очевидное отличие России о той же Великобритании, Франции, Испании или Португалии.
Россия никогда не была колониальной империей в полном смысле этого слова. Все бывшие и нынешние национальные окраины России были фактически "впаяны" в тело империи и были едины с ней экономически, социально и духовно.
Стоит напомнить, что даже в 1991 году, когда центробежные силы были максимально сильны, в тех же республиках Прибалтики на референдуме по сохранению союза больше 70% населения высказалось за его сохранение, и раздел СССР был произведён не "снизу", через волю народных масс, а "сверху" — политическими решениями сепаратистской элиты, воспользовавшейся ситуацией политического кризиса "центра".
При этом "футурологи", предрекающие распад России, почему-то забывают, что аналогичные "мины" распада и раскола до сих пор заложены в теле большинства многонациональных государств Европы.
Совсем недавно распалась на два государства вполне благополучная Чехословакия, продолжается распад Югославии, неспокойно на национальных окраинах Венгрии и Румынии, и даже вполне внешне благополучная Польша с тревогой поглядывает в сторону Германии, у которой отхватила огромный кусок территории.
"Мины" распада, раскола существуют практически в любом многонациональном государстве, как в любом живом организме дремлют в неактивном состоянии патогенные клетки и попадают в него опасные вирусы. Но при наличии здоровых защитных систем эти клетки и вирусы вовремя распознаются и уничтожаются. Но стоит организму ослабнуть, как они начинают свою опасную деятельность.
"Вирус" распада несёт в себе Канада, сепаратистская "мина" дремлет в Испании, с огромным трудом с опасностью раскола и взрыва справляется Франция, и даже внешне благополучная Англия при определённых условиях вполне может распасться на несколько государств. Украина в любой момент может распасться на три государства.
История XX века знает достаточно примеров того, как некогда единые страны оказывались разорваны на множество кусков, как, например Австро-Венгрия, или дважды разорванная за этот век на части Германия. Но точно так же эта история даёт примеры и того, как расколотые по той или иной причине страны восстанавливали своё единство, выходили из кризиса. И опыт этих стран крайне ценен для нас.
Несмотря на большие противоречия, сохранила своё единство и Великобритания. Отказавшаяся к концу XX века фактически от всех своих заокеанских колоний Великобритания, тем не менее, сохранила единство своих островов и своё определяющее влияние на жизнь и политику большинства своих бывших колоний. Стоит напомнить, что в результате двух мировых войн Великобритания оказалась настолько экономически истощённой, что очень многие аналитики конца сороковых предрекали неминуемый крах Империи и её раскол. Но политический истеблишмент смог максимально мобилизоваться и провести масштабные экономические и социальные реформы, позволившие преодолеть кризис сороковых годов и "перебросить" судьбу Британской империи через пропасть небытия.
Примером того, как можно преодолеть кризис, является судьба Испании. В конце тридцатых годов страна была фактически разорена и парализована гражданской войной. Но диктатор Франко смог вовремя осознать необходимость политики национального примирения. И уже в начале 40-х годов провозгласил курс на восстановление гражданского единства в стране. Одним из первых национальных проектов стал мемориал всем павшим на гражданской войне, без раздела на "франкистов" и "республиканцев". Поэтому Испания не рухнула, не раскололась на части, а смогла выйти из кризиса и сегодня является динамично развивающимся государством.
Смогли преодолеть и тяжелейший кризис времён гражданской войны США, когда казалось, что страна стоит на грани распада. Кровопролитная бойня, в ходе которой погибли больше полумиллиона человек — в процентном отношении эти потери были даже более высоки, чем потери России в гражданской войне, — могла закончиться полным крахом США как государства, если бы победители не смогли осознать очевидную вещь — на самом деле победителей в этой войне не было! Только жертвы и потери. И это заставило победивший Север провозгласить то, что в XX веке стало называться политикой национального примирения. Сосредоточиться не на мести побеждённым, а заняться активными экономическими преобразованиями и развитием страны с привлечением к этому всех активных сил нации без раздела на "северян" и "южан", "победивших" и "проигравших".
Не грех вспомнить и то, как после почти двух тысяч лет рассеянья было заново восстановлено государство Израиль. Типичный пример того, как по-настоящему великая национальная идея способна творить практически невозможное.
У всех этих внешне совсем разных геополитических проектов есть очевидное сходство в "движках" этих проектов. В том, что в каждом из них двигало, развивало и предавало динамизм. Речь идёт о национальном единстве, национальном примирении, общности нации вокруг национального проекта. Именно достигнутое национальное единство стало "рабочим телом" этих масштабных исторических проектов и помогло странам в критический период найти силы для прыжка через пропасть распада и развала. И этот опыт является важнейшим для России в сегодняшний исторический момент. Если мы сможем восстановить единство нации, если объединим нацию вокруг национального проекта, мы сможем выйти из кризиса победителями. Если нет — то распад России неминуем, и она разделит судьбу стран-самоубийц, которых тоже, увы, в XX веке было немало…
1.0x