№14 (646) от 05 апреля 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Смирнов
СИРОТСТВО НАРОДА
Мудрый Василий Белов в своё время предупреждал: "Чтобы уничтожить какой-нибудь народ, вовсе не обязательно забрасывать его водородными бомбами. Достаточно поссорить детей с родителями, женщин противопоставить мужчинам".
Еще семидесятые годы знаменовали отказ от больших страстей, от коллективных радений. Советские люди все больше уходили в частную жизнь — "Москва слезам не верит", "Служебный роман". Благо мощь империи позволяла это сделать. Привычное идеологическое "Мы" уже звучало казенно-вымученно. Вырастала дистанция между обществом и властью, и внутри общества. Энергичный порыв рок-движения был воспринят как преодоление отчуждения позднесоветских времен. "Мы вместе", "Дальше действовать будем мы" — в этом хотелось обязательно участвовать.
Однако новая эпоха принесла абсолютное расщепление народа, коллективного сознания. История проносится мимо. Россияне вяло или никак реагируют на события. Ни октябрь 1993-го, ни Чечня не смогли пробудить сознания людей. Максимум — настороженно зевали около телевизора. Но история не прощает отстраненного, параллельного подхода. Выживает народ, готовый участвовать в истории.
Кому довелось собирать подписи к выборам, знают это странное впечатление от похода по миру многоквартирных домов. Неожиданный гость практически всегда вызывал испуг, недоверие. В квартире находились потерянные, затравленные, запуганные бывшие советские люди. Великий народ, превращенный в "пролов". Подобное "общение" порой выталкивало доселе патриотически настроенных товарищей в подлинную русофобию.
Свобода "россиян" далека не то что до "свободы-для", но даже и до "свободы-от". Предоставлена была свобода потреблять и свобода умирать. "Расколдованный", очищенный от аутентичности русская Вселенная была заброшена в жестокий мир и оказлась не готовой к нему.
Жан Бодрийяр вздыхал, что про отчуждение сегодня можно забыть, ибо в массе не существует ни один, ни другой. Но масса и пресловутая индивидуальность — две стороны одной медали. Человек прежде был членом сообщества, неотделимым от непрерывной связи прошлого с будущим, от рода, от традиции. Нынешняя сомнительная абстракция под названием индивидуум и есть непременное условие массы. Но человек — не кучка аффектов, желаний и потребностей, Конфуций говорил, что человек измеряется не с ног до головы, а от головы до неба. Неужели это хоть как-то соотносится с образами успешных, состоявшихся "россиян" — Ксюши Собчак, Романа Абрамовича, Евгения Петросяна.
"Общество Спектакля" Ги Дебора у нас состоялось по полной. Образы реальности, формируемые СМИ, закрыли жизнь. Но "спектакль — это не совокупность образов, это общественное отношение между людьми, опосредованное образами. Истоком спектакля является утрата единства мира". Абсолютно спектакулярное, бессмысленное — "россияне" прекрасно характеризует эту ситуацию воссоединения людей в тотальной разделенности. Это единство разобщенных людей в массе, но не единство нации.
Современный строй зиждется на самой убийственной, по выражению Эдуарда Лимонова, со времен зарождения человечества фразе — "Это твоя проблема".
Ярким свидетельством русской жажды разрыва с бессмысленным одиночеством стал многомиллионный поход девяностых в братву, в секты, в неформальные группы. Но наши властители очень не любят разнообразные свободные пространства, независимые сообщества. Ибо власть и одиночество шагают рядом.
1.0x