№13 (645) от 28 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Дмитрий Аграновский
НАЗАД ДОРОГИ НЕТ
Автор и режиссер очень хорошего и правильного фильма "Бумер" Петр Буслов снял продолжение — "Бумер. Фильм второй". Для нас в этом фильме нет ничего принципиально нового. "Для нас" — это для двух основных категорий населения, первая из которых в нынешнее время выживает, оставив всякую надежду, а вторая "переживает", в том смысле, что живет в надежде на то, что сегодняшний застой и отстой когда-нибудь кончатся, и они будут жить так, как достойно человеку. Вроде бы есть и третья категория, которая берет от жизни все, но простым гражданам она встречается только в телевизоре.
В первой части создатели фильма нагнали на зрителя тоски, взяли четверых, в общем-то, симпатичных, по-своему честных ребят, заставили бежать в заснеженные просторы России. Тут, надо сказать, что и в первой и во второй части очень точно воспроизведена атмосфера страха благополучного москвича перед тем бескрайним и негостеприимным (с его точки зрения) пространством, что находится за пределами Московской кольцевой автодороги. И в первой и во второй части, когда "бумер" выезжает за МКАД в сумерках и с зажженными фарами, под депрессивную музыку Сергея Шнурова, действие фильма только начинается, но зрителю подсознательно становится ясно — назад дороги нет.
Первая часть кончается гибелью двух главных героев ("Килы" и "Рамы", актеры Максим Коновалов и Сергей Горобченко). Один (Костя-"Кот", Владимир Вдовиченков) получает пятнадцатилетний срок и лишь один — Димон "Ошпаренный" (Алексей Мерзликин), из-за которого у друзей и начались все неприятности, возвращается в Москву действительно ошпаренным на всю жизнь.
Действие второй части начинается с того, что Димон за огромные деньги выкупает Костю из мест лишения свободы. Кстати, продюсирование фильма телеканалом НТВ привело к тому, что "Бумер. Фильм второй" и сериал "Зона" во многом пересекаются — в обоих фильмах задействовано много одних и тех же актеров и применен один и тот же прием для освобождения заключенных, отбывающих большие сроки. Начальство зоны убивает заключенного, у которого намечалось условно-досрочное освобождение, и выпускает по его документам зэка, которому освобождение светило еще очень не скоро. Так Костя становится "Николаем". Естественно, никакой радости ему от этого нет — вроде бы ему подарили новую жизнь, но не свою, а чужую. Вообще, "чужие" — наверное, самое главное слово в этом фильме. Чужая машина, чужие люди, чужая жизнь, чужая страна — вроде бы своя, но никто тебя здесь не ждет и не любит. И природа вроде бы привычная, но совершенно равнодушная.
Костя-"Николай" едет к сестре настоящего Николая, чтобы передать ей письмо от брата и просто объясниться. Да и ехать ему больше некуда — единственный друг Димон погибает в самом начале второй части.
Сестра Николая Даша (Светлана Устинова) — девочка-оторови-да-брось, такой же лишний человек, как и все прочие герои "Бумера". В этой жизни у нее только две мечты — дождаться из зоны своего брата и уехать с ним в Гоа, потому что это рай на Земле, там море и можно совсем без денег. Но для того, чтобы уехать с братом, нужны деньги и немалые, и чтобы их получить, Даша пускается во все тяжкие: например, шантажирует политика-лицемера, "защитника" семейных ценностей или местного олигарха, задумавшего "убрать" своего партнера по бизнесу.
Упрекать этих людей в отсутствии патриотизма не приходится. Понятно, что в их жизни нет и не будет ничего хорошего, светлого, доброго — здесь режиссер предельно конкретен. Романтике в этой жизни не место. По сравнению с первой и так не очень радостной частью, второй фильм еще более злой и безнадежный. Все более-менее положительные герои у Буслова или погибают, или влачат полурастительное существование где-то на обочине цивилизации. "Не спастись уже никому и никого не спасти", — поет Сергей Шнуров в конце фильма.
Если кто и чувствует себя в фильме на своем месте, так это сотрудники силовых структур и охранных предприятий. Есть такая профессия, сынок — собственность охранять! В богатой стране с нищим народом очень востребованная профессия.
Хочется героям нормальной человеческой жизни, вот только при их активности время они для этого выбрали неудачно. "Мы родились не в свое время, — говорил герой другого фильма, "Бойцовского клуба". — Ни Великой войны, ни Великой депрессии". И можно было бы только пожалеть Костю, Дашу и всю их жизнь несчастную, но не хочется. Потому что по большому счету никому они не нужны, потому что и им никто нужен. В их параллельном мире нет ни 122-го закона, ни Жилищного Кодекса, ни французских студентов, ни войны в Ираке, да и вообще из проблем только две — любовь, ну и вообще, чем себя занять.
Главный герой — Костя — погибает в последних кадрах фильма. Впрочем, законы шоу-бизнеса таковы, что, возможно, в третьей части раны героя окажутся не смертельными. Но нам это уже будет совсем не интересно.
1.0x