№13 (645) от 28 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Батчиков
«КВАНТОВАЯ ЛОГИКА» ВЛАДИСЛАВА СУРКОВА
Программное выступление В.Суркова вызвало живейший отклик в прессе. В комментариях Суркова упрекали в "противоречиях", в "расщепленном сознании", в "политической эклектике". Однако анализ выступления В.Суркова совершался на языке здравого смысла, с точки зрения аристотелевской логики. Открытая Аристотелем формальная логика стала первым шагом на пути создания научного языка, которым человечество пользуется уже более двух тысяч лет. Она стала основным языком не только естественных, но и гуманитарных наук. Однако наука не стоит на месте. С появлением квантовой теории возникла квантовая логика, поместившая идеи Аристотеля в новый "пласт понимания". Стало очевидным, что значение истинности комплексная величина. Абсолютной истинности нет. Закон "исключенного третьего" формальной логики перешел в квантовой логике в принцип "сосуществования возможностей". Квантовая логика не заменяет обычную, но дает возможность взглянуть на многие явления бесконечно усложняющейся реальности под новым углом зрения.
С точки зрения квантовой логики человек соединяет в себе темное и светлое, добро несет в себе зародыш зла, а зло добра. Можно быть одновременно и зрителем, и жертвой, и палачом. Если в аристотелевской логике есть огромное различие между Иисусом Христом и фарисеями, угрозами и шантажом, заставившими Понтия Пилата распять его, то квантовая логика говорит о том, что это одна реальность, но увиденная с разных точек зрения. Разница лишь в эффективности. Нет нужды пояснять, что Христос, как и Понтий Пилат, был неэффективен, фарисеи же, добившиеся казни, были эффективны.
Казалось бы, какое отношение имеют все эти "высокие материи" к нашей реальности и к выступлению В. Суркова? Самое непосредственное. В терминах квантовой логики, вводящей понятие "может быть" в дополнение к аристотелевскому "либо-либо", Сурков произнес абсолютно стройную, грамотную, выверенную речь, которая определяет правила действий на будущее, тех действий, которые сформируют реальность для нас и наших детей.
Чем был с точки зрения квантовой логики Советский Союз, к опыту которого обращается в своем выступлении Сурков? Он воплощал собой Добро (этим наследием мы живем до сих пор) и одновременно Зло, поскольку воспитал сытых бездарных руководителей, которые оказались неконкурентоспособны в мировой политике и развалили страну, продемонстрировав абсолютную неэффективность.
Сталин с точки зрения квантовой логики был более эффективен, чем сменившие его советские руководители, а затем Горбачев и Ельцин. Сталин ставил сверхзадачу построить рай на земле. Он говорил об этом в философских категориях, как о проблеме бытия и не ставил никаких сроков. Он понимал, что движение к этой цели сформирует нового человека. Пришедший ему на смену Хрущев конкретизировал цель догнать и перегнать Америку, построив коммунизм за двадцать лет. Тем самым вопрос из плоскости бытия перешел в плоскость быта, и весь советский проект оказался неэффективным, перейдя в свое отрицание. Игнорирование квантового "может быть" приводит к тому, что политики начинают действовать с нетерпимостью и преждевременной уверенностью.
Великий китайский политик Дэн Сяопин, стремившийся обеспечить выживание и развитие уникальной китайской цивилизации, считал, что "цель — ничто, движение — всё", Китай должен двигаться и развиваться, а цель — вопрос второстепенный. Этот его лозунг был многими не понят и, по сути, заложил основы разрушения. Сегодняшние китайские руководители, не обладая мудростью Дэн Сяопина и не знакомые с квантовой логикой, начинают искать привычные целевые установки и ведут себя как аристотелевские доктринеры. Они фактически подменили великий китайский проект Дэн Сяопина моделью догоняющей экономики, копирующей Запад, тем самым заложив отрицание идей Дэн Сяопина.
Проект Сталина, проект Дэн Сяопина и знаковое февральское выступление Суркова объединяет то, что они используют квантовую логику, независимо от того, насколько они сами это осознавали. Поэтому неудивительно, что идеи их перекликаются. Сталин полагал, что по мере развития социализма классовая борьба будет обостряться. Сурков говорит о том, что "по мере развития демократии информационная борьба обостряется".
И для Сталина, и для Дэн Сяопина и для Суркова цель оправдывает средства. С точки зрения конечного результата не имеет значения, кто моральнее, добрее или злее. Всё это не является критерием для оценки. Сталин полагал, что история его оправдает, если он будет эффективен. Дэн Сяопин считал, что всё равно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. "Забудьте о том, правые вы или левые",— говорит Сурков.
В проекте Сталина, задавшем ориентиры, содержались элементы квантовой логики. Дэн Сяопин, для которого само движение есть цель, говорил уже больше в терминах квантовой логики. Выступление Суркова полностью выдержано в координатах квантовой логики. Для него уже ни цель, ни движение не имеют ничего общего с целеполаганием, так как темпы изменений настолько высоки, что каждую минуту надо менять все критерии и оценки. Речь идет, по сути, о второй производной от цели, то есть фактически целью является темп.
В логике Суркова важно одно: происходит ли ускорение движения в каждый конкретный момент или происходит замедление, падение скорости, которое приведет к остановке и движению вспять. Он задает координаты и ориентиры абсолютно новых правил игры и пытается объяснить понятную с точки зрения аристотелевской логики вещь, что, задавая эти правила, он не несет никакой ответственности ни перед кем и ни перед чем. Фактически новые правила — это отсутствие правил. Он заявляет, что будет строить демократическое государство недемократическими методами, поскольку в его логике это всё не имеет никакого значения. Каждое мгновение должно приводить к самоизмерению — нарастает ли ускорение или уже превращается в свое отрицание, ибо из хаоса рождается порядок, а порядок переходит в хаос.
Свидетельством того, что квантовая логика все больше и больше захватывает совокупный интеллект жителей планеты, является колоссальная скорость трансформации реального мира в виртуальный. Люди, родившиеся до Интернет-эпохи, считают виртуальный мир частью реального, люди же, выросшие в эпоху Интернета и сформировавшиеся под его воздействием, уже ощущают реальный мир только как часть виртуального. Для нынешней молодежи уже абсолютно неважно, что реально сказал или сделал тот или иной политик (Путин, Буш или Ахмади Нежад), важно, как всё это представлено в виде образов, разлито в виде цифровой информации и кто — оператор, запускающий программы сбора этой информации и ее доставки до потребителя.
Ньютон говорил о том, что есть пространство и есть время. Эйнштейн доказал, что они взаимосвязаны. А с точки зрения квантовой механики всё это одновременно и есть и нет, и всё постоянно переливается. В таком ощущении окружающего мира важно только ускорение процесса, поэтому надо менять всю систему критериев успеха и неуспеха любого проекта.
Построенная на квантовой логике речь Суркова представляет собой набор символов, образов, которые каждый может интерпретировать в меру своего мироощущения. Но ускорение движения задано, а к каким целям это ведет, уже остается за кадром. Главное — чтобы это было сделано эффективно.
1.0x