Авторский блог Сергей Яшин 03:00 21 марта 2006

АПОСТРОФ

№12 (644) от 21 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Яшин
АПОСТРОФ

Хуан Доносо Кортес. Сочинения / Пер. с испанского А.П.Шурбелеева. — СПб.: "Владимир Даль", 2006. — 627 с.
Благодатна земля испанская. Многих воистину замечательных людей она взрастила. Под иберийским солнцем, подобно винограду, уготованному стать Св. Кровью в Причастном Таинстве, зрела веками её утончённая и страстная духовность. Духовность сия, заметим, близка нашей. Св. Иоанн Креста или св. Тереза Авильская имеют многие аналогии в святоотеческой Традиции. Много общего и в истории нашей. Борьба с иноплеменным игом, козни марранов (возвращаясь к "нашим марранам", скажем, что они у нас общие), наконец, особая, пламенная реакционность лучших представителей наших народов, которая всегда была чревата революционными взрывами.
Представителем сей "пламенной Реакции" является "теолог из Эстремадуры" Хуан Доносо Кортес (1809-1853), чьи труды по политической теологии и историософии ныне предоставлены вниманию читателей. При знакомстве с идеями Кортеса невольно возникают ассоциации с Л.Тихомировым, К.Леонтьевым, И.Солоневичем. Та же беcкомпромиссность. То же высокое напряжение мысли и парадоксальность.
Историософия Кортеса — предельное выражение восстания против материальной культуры, буржуазной пошлости, молекулярного распада европейского социума, со всей очевидностью проявившегося уже в ХIХ веке. Доносо Кортес всегда мыслил "вопреки", сообразуясь с Тем, "Кто победил мiр". "Если Господь наш Иисус Христос и покорил этот мир, — пишет Доносо Кортес, — Он покорил его вопреки истине, вопреки тому, что был возвещён древними пророками, представлен в древних символах и сохранился в древних изображениях, Он победил его вопреки Своим изумительным чудесам и Своему чудному учению". Таково уж предназначение, заметим мы, у все тех, кто ориентирован на высшее, — быть "вопреки" тотальному упадку. Не случайно у современных испанских национал-революционеров слово сие стало девизом — "No importa!" ("Вопреки!").
Главным произведением Доносо Кортеса, вошедшим в издание, по праву считается "Очерк о католицизме, либерализме и социализме". Подчеркнём, что далеко не всё в произведении сем может быть принято нами. "Церковь, — пишет Кортес, — это единственная монархия, которая сохранила в неприкосновенности всю полноту своего права, постоянно сохраняя связь с могущественной олигархией, и это единственная олигархия, которая, сохранила связь с абсолютным монархом, не взорвалась мятежами и смутами". А как же Реформация и многочисленные ереси, сотрясшие Западную Церковь? К тому же, по нашему разумению, подобная "экклезиология", ориентированная на восприятие Церкви, как бюрократического учреждения с "олигархическим" управлением неизбежно ведёт к её профанизации и делает воцерковление актом чисто формальным.
Вместе с тем "Христоцентризм" испанского мыслителя не вызывает каких-либо возражений. Не противоречит он и нашим духовным устремлениям. "Отвергните Господа нашего Иисуса Христа, — пишет Доносо, — и тотчас человечество начнёт собираться в различные союзы и партии, тотчас начнутся великие смуты и яростные мятежи, вопиющие бедствия и безрассудные раздоры, неутомимая злоба, нескончаемые войны и кровопролитные сражения… Этот Божественный Наставник, — развивает свою мысль Кортес, — является Тем великим Устроителем, Который является средоточием всего сущего и потому, с какой бы точки зрения мы на Него ни смотрели и в каком бы аспекте ни рассматривали, Он всегда оказывается средоточием, в котором воедино сливаются творческая сущность и сотворённые субстанции". Посему и история, согласно Доносо Кортесу, Христоцентрична. Она — суть, арена борьбы между "силами агрессии" и "силами сопротивления". Сие, конечно, не является выражением "исторического манихейства", в коем Доносо упрекали, но выражением самого глубокого и архаического мiровоззрения явственного уже у Эмпедокла и Гераклита. Не противоречит оно и христианской метаистории. "И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось для них места на небе" (Откр; 7-8). Торжество над "силами агрессии", у Доносо, — эсхатологическая перспектива.
К наследственной монархии Доносо Кортес относился весьма своеобразно. Он был убеждён, что силы разрушения достигли наибольшего проявления и традиционная монархия потеряла смысл. Посему единственным выходом в противоборстве с мiровой деструкцией является диктатура во имя Божие. Именно она призвана прервать затянувшуюся либеральную дискуссию. Здесь Доносо разрывает с консервативной мыслью прошлого и фактически сближается с принципами революционного вождизма. Не случайно Карл Шмитт, политнекорректный социолог и юрист, ссылается на Кортеса, утверждая идею "децизионизма" ("теорию решения", как фундаментального проявления в политической области, исходящего из "особых случаев"). "Диктатура, — пишет Шмитт, — противоположена дискуссии. Для децизионистского духовного склада Кортеса свойственно постоянно предполагать крайний случай, собственно ожидание Страшного Суда".
Кортес — мыслитель беспокойный и трагический. Крах западной цивилизации был для него достаточно явственен, как и жуткие признаки проявления глобалистического чудовища. Многое написанное им становится понятным только сейчас…
1.0x