Авторский блог Михаил Бойко 03:00 21 марта 2006

«ДОКОВСКОЕ» КИНО

№12 (644) от 21 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Михаил Бойко
«ДОКОВСКОЕ» КИНО

1 марта в Москве, в заброшенном цеху фабрики технической бумаги "Октябрь" (Переведеновский пер., д.18), более известном как арт-галерея "Fabrika", состоялось закрытие II Фестиваля действительного кино "Кинотеатр.doc". В соответствии с царившим на фестивале духом "хэнд-мэйд" зрители сидели на поролоновых подушках на полу, сцена представляла собой деревянный помост, заваленный вместо декораций картонными коробками и древесной стружкой, и даже приглашения и афиши были отпечатаны на оберточной крафтовой бумаге. По заверению директора фестиваля Михаила Синева, бюджет семидневного фестиваля составил всего 1000 долларов — повод для немалой гордости организаторов.
Надо отметить, что в России все последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к документальным видам искусства. Необыкновенный расцвет переживает non-fiction литература, синтез публицистики и художественной прозы (Стогоff, Робски), "новый реализм" (Сенчин, Шаргунов), "кодак-проза" и т.д. В драматургии, как показал осенью фестиваль "Новая драма", тенденцию отражает растущая популярность жанра "вербатим", основанного на использовании магнитофонных интервью, материалов электронных форумов, живой речи, интернет-сайтов и т.д. Наконец, поветрие коснулось и кинематографа.
Собственно, авангардный "некоммерческий" кинематограф никогда не умирал. Наоборот, именно в 90-е произошел краткий, хотя и яркий всплеск так называемого "параллельного" или "тангенциального" кино, связанного с такими именами, как братья Алейниковы, Евгений Юфит ("некрореализм"), Борис Юхананов ("медленное видео"), Евгений Кондратьев ("новое дикое кино"), Кира Муратова. Но "параллельное кино" целиком лежало в русле игрового концептуального кино. В этой же эстетике были сняты вырвавшиеся на широкий прокат и даже телевидение кибер-комикс "Иван-дурак" (2001) Александра Дулейрана и Сергея Корягина, "Пасека" (2002) Андрея Кагадеева и Николая Копейкина, а также прошумевший недавно и, кстати, презентовавшийся в рамках движения "Кинотеатр.doc" фильм Сергея Лобана "Пыль" (2005).
В современном "доковском" кино интерес вызывает не просто неангажированное изображение повседневной жизни, остающейся за кадром кинобизнеса и новостных программ, — имеет значение проблематичность, дискуссионность затрагиваемых в фильмах вопросов. Неспроста организаторы заговорили о "действительном кино", то есть о кино, побуждающем к действию, активной позиции, "личному высказыванию".
Всего в рамках фестиваля было показано около пятидесяти фильмов на двух площадках: помещении "Театра.doc" и Центре им. Вс.Мейерхольда. Продолжительность фильмов — от трех минут до трех часов. Столь же разнился возраст режиссеров. Получившей приз "За близость к своим героям" Валерии Гай-Германике всего 19 лет, получившему специальный приз за фильм "Сцена" Петру Мостовому — 70.
В программе фестиваля приняли участие и несколько "тяжеловесов". Примером может служить победивший в номинации "За умение разглядеть историю в реальности" фильм Дамиана Войцеховского "Прости меня, Сергей". Сюжет фильма составляет действительно произошедшая история. 3 сентября 1971 года двадцатилетний моряк Сергей Коурдаков покинул советский корабль у берегов Канады. Спрыгнув в ледяной океан, он чудом добрался до берега. Получив политическое убежище, Сергей издал автобиографию "Прости меня, Наташа", в которой рассказал о том, как принимал участие в гонениях на христиан в СССР. А в 1973 году новоиспеченный проповедник таинственно погиб. По одной версии, покончил жизнь самоубийством, по другой — неудачно сыграл в "русскую рулетку". Спустя 30 лет молодая американка Кэролайн Уокер отправилась в Россию, чтобы пройти путь Сергея. В результате ее расследования выяснилось, что Сергей Коурдаков — это современный Остап Бендер, очень хорошо понимавший, что нужно говорить в Америке, чтобы выплыть на поверхность. Самое интересное, что Дамиан Войцеховский — монах-иезуит, и фильм выпущен Сибирской католической телестудией "Кана". Но никакого католического подтекста в фильме нет. Более того, фильм парадоксальным образом развенчивает иезуитский по преимуществу принцип "цель оправдывает средства".
Сергей Лобан представил свою новую короткометражку "Телевизор", а Алена Полунина (осветившая документалкой "Да, смерть!" будни московского отделения НБП) новую неигровую работу "Мальчик и девочка". Валерия Гай-Германика дебютировала с жесткой картиной "Девочки", рассказывающей о повседневной жизни учениц 8-го класса среди окраинных многоэтажек и соблазнов города. Множество необычных судеб, нелепых несчастий, душераздирающих драм и житейских анекдотов были представлены в Центре им. Вс. Мейерхольда — в рамках французской, шведской, немецкой и грузинской программ. Впервые в России (но не в мире) в особую программу были выделены фильмы, снятые на мобильные телефоны.
В заключительном слове один из вдохновителей фестиваля директор "Театра.doc" Михаил Угаров отметил, что новое документальное кино наконец вышло из киноподполья, и остается лишь приложить усилия, чтобы тот заряд искренности и достоверности, который был продемонстрирован на фестивале, сохранился и в дальнейшем.
1.0x