Авторский блог Анатолий Баранов 03:00 21 марта 2006

СТАДЕБИЛЬНОСТЬ.

№12 (644) от 21 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Анатолий Баранов
СТАДЕБИЛЬНОСТЬ.
Итоги «единого политдня»
12 марта стало первым "единым выборным днем", введенным в России. Ассоциации с Юрьевым днем столь прозрачны, что не "выспался" на эту тему только ленивый. Но заметим, Юрьев день был связан с окончанием годового цикла крестьянских работ. До XVI века у безземельных крестьян было право в эти дни перейти к другому помещику, не нарушая хозяйственного механизма. Царь Борис Годунов, кстати, полнейший исторический аналог Владимира Путина, это право отменил, откуда и пошла поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день".
С чем же мотивировано назначение путинского "Юрьева дня" на начало весны? Очевидно, что после 8 марта заканчивается череда бессмысленных и беспощадных новых российских праздников, и медленно происходит активизация политической жизни, давно получившей название "весеннего наступления трудящихся". Единый выборный день в начале весны позволяет использовать оживление избирателя для обеспечения приличной явки на выборы, а дальше — стоп!
Обычно избирательные кампании в регионах, до недавнего времени шедшие чуть не каждую неделю, могли использоваться оппозицией для подъема общих протестных настроений. Теперь же социальный протест — сам по себе, а выборный процесс — отдельно. Конечно, это очень удобно власти, которая считает одним из своих главных достижений "стабильность". Или застой — кому как нравится.
Технология единого выборного дня была продумана таким образом, чтобы прежде всего упростить властям работу на выборах, в силу того, что только "партия власти" обладает достаточными ресурсами для проведения кампании одновременно во множестве субъектов федерации. При новом порядке Кремль может проводить избирательные кампании в регионах по федеральному стандарту, используя центральные средства массовой информации, в первую очередь телевидение, что, скажем, довольно затруднительно, если вести сразу много кампаний в разное время. Оппозиция таких возможностей по определению лишена.
Если говорить о КПРФ, то обычно, проводя региональную кампанию, партия использовала ресурсы соседних регионов, чтобы усилить свои возможности "в нужное время в нужном месте". Агитаторы, журналисты, технологи, наблюдатели могли запросто привлекаться из партийных организаций в соседних областях.
Единый выборный день ставит каждую региональную организацию перед необходимостью рассчитывать только на свои силы, а их, как правило, недостаточно.
В еще более сложном положении оказывается "Родина", имеющая более слабую, чем КПРФ, региональную структуру и нуждающаяся в еще большем участии центра в каждых региональных выборах. Но центр-то один, и как быть, если в один день проходят сразу 8 выборных кампаний? Партийные лидеры еще могут посетить каждый регион, а вот если требуется помочь с технологами, юристами, рерайтерами и т.п. (что может быть, даже важней, чем визит "московских гостей"), то тут никакой партии просто не по карману держать наготове сразу 8-10 "пожарных команд" — иной раз и одну собрать бывает непросто.
Впрочем, "никакой партии" — это не совсем правда. Есть такая партия, которой доступно все — это "Единая Россия", имеющая возможность противопоставить частным усилиям оппозиции ресурс целого государства. Естественно, и результат такого комбинативного решения вполне предсказуем.
К тому же установление "юрьева дня" облегчило для Кремля и задачу деструкции "Родины", отобрав у последней возможность мобилизовывать свой актив и сторонников в процессе непрерывной череды избирательных кампаний. Из восьми регионов "Родина" была допущена к выборам только в одном — на Алтае, и там не просто заняла второе место, а серьезно потеснила "Единую Россию". Это говорит о том, что власть, занимаясь ликвидацией "Родины", "режет по живому", пытаясь "проредить и окучить" реально существующие политические силы.
Очень важно, что власти удалось не допустить консолидации оппозиционных сил. Три партии, являющиеся очевидными кандидатами на последовательную ликвидацию — "Родина", КПРФ и "Яблоко" — несмотря на наметившееся год назад технологическое сближение, продолжают бить по режиму "растопыренными пальцами", а рука, сжатая в кулак, остается только красивым символом на флаге "Обороны". Но это не кулак, а кулачок гимназистки, которой подвыпивший городовой залез под юбку.
Совершенно очевидно, что все три ветви реальной оппозиции: левая, патриотическая и либеральная — будут последовательно зачищены. Если, разумеется, не найдут в себе достаточно рассудка для совместных действий.
Но ситуацию осложняют именно узкопартийные интересы: КПРФ, хотя и действовала в гораздо худших условиях, но, частью опираясь на свой региональный актив, а частью используя образовавшийся после снятия "Родины" вакуум, сумела обеспечить себе представительство во всех восьми региональных парламентах.
"О соотношении сил на этих выборах наглядно свидетельствует такой факт, — сообщил секретарь ЦК КПРФ по выборной работе Олег Куликов. — Если официальный избирательный фонд "Единой России" по восьми регионам вместе взятым составил 88,3 миллиона рублей, то у КПРФ — всего 3,57 миллионов рублей. ЛДПР оказалась между ними с 18,27 миллионов рублей. Очевидно, что реальные затраты "партии власти" были гораздо больше, и что помимо денег на нее работали все чиновники, все зависимые от властей структуры и организации".
Но ведь очевидно, что "фактор вакуума" будет действовать не всегда. К тому же, КПРФ хотя и обеспечила себе представительство в законодательных собраниях, нигде даже в первом приближении не имеет большинства, оставаясь, по существу, декорацией при тотальном преимуществе "партии власти". Безусловно, на следующем витке выборной спирали Кремль проведет зачистку и в отношении компартии, благо такие попытки проводились неоднократно.
В целом выборы подтвердили, что в регионах нынешней России складывается "временно трехпартийная система" с одной доминирующей партией — "Единой Россией". Единственной оппозиционной партией, представленной в местных парламентах, оказалась КПРФ. В шести регионах из восьми КПРФ заняла второе место. ЛДПР за счет своих особенностей сохраняет некоторую популярность, но ее результаты повсеместно хуже, чем на выборах 2003 г. Она почти везде прошла в законодательные собрания, но второе место ей досталось только один раз. Полностью закрылся либеральный проект: ни СПС, ни "Яблоко" нигде не смогли пройти в законодательные собрания.
Как верно указывали (или намекали, черт их разберет) представители федеральных властей, идет борьба за право стать четвертой парламентской партией. При этом "Родину" в этом качестве Кремль не видит в упор, вне зависимости от того, есть она или нет. В Кремле, и надо сказать, не без оснований, считают, что могут делать на российском политическом поле все что угодно.
Обычно такая уверенность власти заканчивается или многолетним застоем, или государственным переворотом. На электоральном поле, как в казино, выигрывает всегда только крупье. Правда, заговорщиков на горизонте не видно. Есть один, да и тот в Лондоне.
Но ситуация, кажущаяся стабильной, будет меняться в самое ближайшее время. Если обратиться к историческим аналогиям и вспомнить "двойника" Владимира Путина, царя Бориса Годунова, то основные проблемы его царствования начались тоже примерно через 5 лет, а седьмого года царь и не пережил.
Парадокс в том, что нестабильность своего режима В.Путин создает сам... стремясь к стабильности. Но если прежнее царствование строилось на динамическом равновесии, сложной системе сдержек и противовесов, беспринципной интриге и византийстве самого скверного образца, то нынешнее стремится к равновесию статическому — всех построить, и пусть стоят. Но ведь ноги затекают стоять-то...
Стремление Путина сделать политику простой и понятной — в первую очередь ему самому — приводит к неизбежному вырубанию живых ветвей этой политики. Но ведь эти ветви выросли сами по себе, вполне естественным образом. Значит, есть у них и корни, которые корчевать у власти сил нет. И корни снова будут прорастать, но уже более колючими побегами.
Стабильность же и упорядоченность, как всегда, затрагивает только "элиту", глубже не опускаясь. Да и в "элите" упорядоченность носит только внешний характер, а противоречия остаются, по существу, одними и теми же — что под бобровыми боярскими шапками, что под пудреными париками екатерининских вельмож, что под костюмами от Гуччи у современных "элитариев". И кто из "ближних бояр" опустит бронзовую пепельницу на сиятельную голову, не угадаешь.
В такой системе, какую являет собой современная Россия, стабильность — это миф, которым успокаивают себя сидящие на пороховой бочке "элитарии". Если не употреблять успокоительное, то ведь и не заснешь: мальчики кровавые замучают.
Умертвляя же политический процесс, Путин и его окружение добиваются лишь видимости стабильности, но многократно увеличивают внутреннее напряжение в системе. Грубо говоря, затыкают все клапаны, чтобы нигде не свистело.
Естественно, рано или поздно "сорвет крышку".
1.0x