№12 (644) от 21 марта 2006 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Анисимов
ЗУБЫ ДРАКОНА.
Мифы и реальность «китайского чуда»
Будущее мира сегодня решается не в противоборстве ислама с либеральной цивилизационной системой, хотя это противоборство и может создать сильные политические эффекты. Решающее значение на мировую динамику оказывает другой фактор — по массе реального сектора экономики Китай уже сегодня далеко опередил США — точно так же, как США в свое время, перед Первой мировой войной, далеко опередили по своей экономической массе бывшую "мастерскую мира" Англию и Британскую империю в целом. США в период Первой мировой войны выигрывали в любом случае, независимо от ее исхода. Точно так же и Китай сегодня автоматически выигрывает от противоборства исламской и западной цивилизационных систем, независимо от его исхода — и особенно много выиграет, если это противоборство войдет в ядерную фазу. Перспектива эта тем более реальна, что осознанию действительного положения дел препятствует несколько укоренившихся мифов о "Срединном государстве".
Миф №1
Китайское процветание — продукт импорта капитала. То есть КНР великой экономической державой якобы сделали иностранные капиталисты.
Но вот последние данные. Прямые зарубежные инвестиции в экономику КНР в 2005 г. — 60,3 млрд. долл., или, если считать по курсу, около 500 млрд. юаней. А капиталовложения в основные фонды экономики КНР в целом в 2005 г. — 8860 млрд. юаней, из которых 4005 млрд. юаней — инвестиции в госсектор (здесь и ниже данные на 2005 г. даются согласно сообщению. ГСУ КНР об итогах экономического и социального развития страны в 2005 г. — "Жэньминь жибао", 28.2.2006). Но считать, оценивая размеры капиталовложений в экономику КНР, нужно не по курсу, а по паритету покупательной способности юаня, а он составляет примерно 55 центов. Получается, что все капиталовложения в экономику КНР в 2005 г. — 5 трлн. долл,, в том числе капиталовложения в госсектор — 2,2 трлн. долл., а прямые зарубежные инвестиции — только 60 млрд. долл. А все капиталовложения развитых стран в собственную экономику в 2005 г. — немного больше 4 трлн. долл.
Имеют ли эти показатели экономический смысл? Безусловно. Объем капиталовложений в экономику любой страны непосредственно отражается показателями потребления цемента ("хлеба" строительства") и металлопроката. В 2000 г. экономика КНР потребила, по данным ГСУ КНР, 400 млн. т проката и 1050 млн. т цемента. А экономика всех развитых стран, вместе взятых, потребила в 2005 г. около 350 млн. т проката и меньше 400 млн. т цемента.
Поскольку прогнозы, согласно которым экономика КНР в конечном счете попадет в сети западных ТНК, существуют, нужно оговорить еще один неприятный для поклонников глобализации момент. Так называемые иностранные капиталовложения в КНР это на 40% капиталовложения инвесторов из Гонконга и примерно на 80% — капиталовложения этнических китайцев.
Миф №2
Экономика КНР — экспортно-ориентированная экономика и при этом она экспортирует по преимуществу непродовольственные предметы потребления. Что будут делать китайцы, если США перестанут импортировать предметы потребления из Китая? Катастрофа!
Да, китайский экспорт огромен. В 2005 г. — 762 млрд. долл. при импорте в 660 млрд. долл. По размерам экспорта Китай делит 1-2-е место в мире с США. А в этом году может выйти на чистое первое место. Но доля США в китайском экспорте — 21%, а в импорте — 7%. Предположим, США — банкрот и по этой уважительной причине отказались от импорта потребительских товаров из Китая. Что будет в США в этом случае (а ничего хорошего там не будет) — пусть гадают специалисты по США. А с Китаем ничего не случится, если принять во внимание, что положительное сальдо его экспорта и импорта в 2005 г. — 100 млрд. долл. и что уже сегодня китайский импорт высокотехнологичной продукции уравновешивается ее экспортом.
Вообще, влияние на экономику КНР экспортно-импортных операций не нужно преувеличивать уже по той причине, что капиталовложения в экономику КНР в долларовом исчислении, считая, конечно, по паритету покупательной способности юаня, в 2005 г. почти в 7 раз превышали экспорт.
Да, Китай на данный момент, видимо, крупнейший мировой экспортер, но из этого вовсе не следует, что его экономика — экспортно-ориентированная, Она характеризуется высоким уровнем развития практически всех отраслей промышленности и, к тому же, самообеспечивается продовольствием и потребительскими товарами. Экономика США, кстати, гораздо больше зависит от экспорта, чем экономика КНР. Но это не означает, что можно ставить знак равенства между экономикой США и экономикой Таиланда или Малайзии. Точно так же нельзя ставить знак равенства между экономиками КНР и, например, России, которая из нормальной экономики действительно превращена в экспортно-ориентированную.
Миф №3
Экономика КНР зависит от импорта нефти и потому уязвима. Что произойдет с экономикой КНР, если, на дай бог, начнется война в Заливе?
Ответ прост — ничего существенного. На сырую нефть и импортированные нефтепродукты в 2004 г. приходилось лишь 22,7% всего энергопотребления КНР, из которых около половины обеспечивалось за счет импорта нефти и нефтепродуктов. Но тут такая тонкость: имеется немало данных, согласно которым фактическая добыча нефти в КНР в несколько раз превышает номинальную. Еще в 1977 г., согласно заявлению тогдашнего министра нефтяной и химической промышленности Кан Шиэня, предполагалось "перегнать США в недалеком будущем по уровню развития нефтяной промышленности" (ИБАС, 8.5.1977, с.1). Потребление электроэнергии нефтегазодобывающей промышленностью КНР в 2003 г. (35 млрд. квтч) соответствует уровню нефтедобычи минимум в 500 млн. т при официальном уровне нефтедобычи 170 млн. т. Вплоть до последнего времени Китай продолжал в заметных количествах экспортировать нефть и нефтепродукты (в 2004 г. — 17 млн. т). И существенно в плане энергоснабжения не то, сколько конкретно нефти добывает китайская нефтепромышленность, а то, что экономика Китая является единственной в мире крупной экономикой, энергетика которой базируется на угле, и здесь лимиты у КНР практически отсутствуют.
Миф №4
Размер китайской экономики ничтожен по сравнению с американской.
До сих пор популярна тенденция при сопоставлении экономических возможностей КНР и США базироваться на данных о ВВП КНР, пересчитанных в доллары по курсу. Неважно, что экономика КНР потребляет в 3 с лишним раза больше проката и в 8 раз больше цемента, а также производит в 2 раза больше мяса (да, да!). Неважно, что промышленность США превосходит промышленность КНР лишь по очень ограниченному числу позиций: производство пиломатериалов, нефтепродуктов, нефтехимической продукции, автомобилей, а также самолетов и вертолетов гражданского назначения. Неважно, что по производству электронной продукции КНР уже обошла США (производство микрокомпьютеров в КНР в 2005 г. достигло в КНР 80 млн. — в несколько раз выше уровня США).
Зато, если делить официальный юаневый ВВП (в 2005 г. 18,23 трлн. юаней) на курс юаня, то получается, что ВВП юаня около 2,3 трлн. долл., а у США он в 5 раз больше. Таким образом экономическое превосходство США над КНР доказывается легко и просто.
В том-то и дело, что при сопоставлениях ВВП принято исходить не из обменных курсов, а из паритетов покупательной способности (ППС) национальных денежных единиц (регулярно такие данные публикуются и Росстатом). А для КНР этот паритет сегодня — 50-55 центов за юань. Отсюда реальный долларовый эквивалент официального ВВП КНР в 2005 г. составляет 9-10 трлн. долл., что почти соответствует ВВП США. Если же вычесть из американского ВВП приписную ренту (условную плату собственника жилья самому себе) и затраты на содержание административного аппарата, грандиозные в США и умеренные в КНР, то получится, что официальный ВВП КНР равен ВВП США. Реальный же ВВП КНР, с учетом теневых компонент различного происхождения намного больше номинального.
Как известно, за последние годы Китай основательно скорректировал ряд стратегически важных показателей состояния своей экономики. Так, в 2000 г. номинальное производство проката в КНР составляло 131,5 млн. т, а в 2005 г. — 397 млн. т, выплавка 10 видов цветных металлов соответственно 7,75 и 16,35 млн. т, добыча угля — 998 и 2,19 млрд. т. Разумеется, так не бывает. По всем перечисленным позициям достижимые показатели роста не превышают 20-30. Значит, в 2000 г. производство проката равнялось 300-320 млн. т, а показывалось равным 131,5 млн. т, то же касается цветных металлов, угля и так далее. Были уточнены и данные по промышленной занятости. В 2002 г., по данным "Китайского статистического ежегодника", на государственных и сверхлимитных негосударственных предприятиях (с продажами больше 5 млн. юаней) работало 37 млн. человек, а в 2004 г. — 61 млн. человек.
Итак, Китай просто обновил свою "статистическую кожу". В зеркале статистики КНР промышленность КНР в 2000 г. была примерно равна по размерам производства промышленности США, а по состоянию на 2005 г. она стала примерно в 2 раза больше американской.
Посмотрим теперь, как обстоят дела с ВВП КНР. Пока что китайские статистики (и политики) не корректировали его уровень. Но некоторые данные, показывающие, как реально обстоят дела с этим королем экономических показателей, они опубликовали. Прежде всего, это данные о величине массы денег для сделок, которыми оперирует китайская экономика (так называемый денежный агрегат М1). М1 в 2005 г. в среднем за год достиг 10,5 трлн. юаней. ВВП почти для всех стран равен (4-6) х М1. Исключение — развитые страны, для которых это соотношение немного больше. Вот и получается, что фактический ВВП КНР в 2005 г. — примерно 52 трлн. юаней, а не 18,2 трлн. юаней. Что находится в полном соответствии с чудовищными размерами производства и потребления основных промышленных материалов, а также производством мяса (77 млн. т). В долларах, считая по паритету покупательной способности, ВВП КНР сегодня достигает 26-29 трлн., или в два с лишним раза больше ВВП США.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Для чего же всё это было сделано? Конечно, не ради внезапно возникшей у китайских политиков любви к истине. Новые данные оказались предъявлены публике именно потому, что Китай меняет стратегический курс. Эпоха стратегической обороны кончилась. Срединное государство переходит в стратегическое наступление. И хочет, чтобы за пределами Китая не было иллюзий по поводу его экономических возможностей. Пекин дает понять "внешнему миру", что США уже проиграли экономическое соревнование "Срединному государству", и должны вести себя соответственно — более скромно.
Разумеется, несмотря на наличие всяких сложностей в социальной обстановке, страна с такими параметрами распасться не может. Разве что очень постараться. Но о распаде в Пекине не думают, закон о вооруженном подавлении сепаратистов (при необходимости) там принят. В Пекине думают о другом — о приведении влияния Китая "в мировых масштабах" в соответствие с его экономическим весом. США, считают там, должны просто уйти из Евразии. И, кажется, США в принципе готовы принять такой подход. Во всяком случае, "доктрина Рамсфелда", опубликованная весной 2004 г. (см. "Независимую газету", 16 апреля 2004 г.) предусматривает ликвидацию американских военных баз в Германии, Италии, Турции, Японии и перевод системы военного базирования на плавучие острова.
Китай пока что не является центром мировой экономической системы. Однако при реализации плана развития народного хозяйства КНР на перспективу по 2020 г. он превратится в таковой. То есть в полном смысле слова в "Срединное государство".
Автор — доктор экономических наук
1.0x